Продолжаем...
Ну, ладно, вернёмся к тогдашней повседневности...
Полигон - территория "сухого закона". За "бутылочкой зелёного вина" нужно было ехать поездом шестьдесят км.
Но и там можно было остаться с носом, тогда уже в Кзыл-Орду, а это уже сто десять. Вдобавок в обратную сторону. Воппчем, засада. Ну невозможно же представить, чтобы компания в несколько тысяч мужуков добровольно отказалась от спиртного на несколько лет. А потому пил там народ всё, что горит.
И в Джусалы ездил народ, и в Кзыл-Орду за огненной водой. Спросите, а почему поездом?
Потому, что с транспортом там была вообще беда. А с бензином - кирдык полный. Наверно, мы в глазах местных военнослужащих выглядели этакими побочными потомками Ротшильда. С самого начала работы Ил-76 доставил нам:
а). Автобус ЛАЗ;
б). Уазик-козлик;
в). КУНГ ГАЗ-66.
г). Огромную ёмкость с бензином.
И, самое главное, в каждую экспедицию доставлялся очень заметный объём спирта!
Мы "самоснабжались" по своей норме, механцы (любимое мной сословие, уважению нет предела, во всех странах они одинаковы) - по своей :)
На МиГ-25 каждый приезд доставлялся отдельный "бочонок рома" из положенного по технологии, мы затаривались из тоже "положенного по технологии", но по другой... А теперь - держитесь за стулья! На протирку магнитных головок накопителя на жёстком магнитном диске типа "Винчестер" (цитирую по оригиналу!) полагалось полтора литра спирта в месяц! На очистку печатающих головок алфавитно-цифрового печатающего устройства (принтера Epson :) ) - ещё литр! А компутеров - два! В общем, девать его нам было некуда. В буквальном смысле. Так что полтора литра настоять на лимонных корочках и на три недели, да на четырёх мужиков, я думаю, невелика потеря была для страны.
А вот тааам, в степи, это выглядело совершенным барством в глазах местных.
В общем, было так... Не знаю, с какого... оставили, улетая, МиГ заправленным. Тем самым, любимым многими..
По возвращении обнаружили, что спирт слит (и ладно бы!), а на его место залита жидкость непонятного происхождения (типо, не заметят). Геморрой ужасный с тем, чтобы определить, что именно залито, как может повлиять, в общем, стоим, не летаем, дня так четыре. В конце концов, Валентин Петрович Васин, генерал, начальник Лётно-испытательного центра ЛИИ, Герой Советского Союза, ещё одна легенда, принимает командирское решение: жидкость слить, просушить, залить из привезённого и с завтра летаем!
Командир механцов продолжает стоять перед ВП, необычно застенчиво ковыряя пол туфлёй. ВП: "Я что-то непонятно сказал? Слить, просушить, заправить..." тут он сам споткнулся на слове... чуть ли не шёпотом: "што... всё??"
"Ага!" сокрушённо сказал Саша, тот, который механцами командовал... :)
Сцену надо было видеть, описать невозможно, потому что это был театр мимики и жеста :)
Может, и не надо было вставлять это лыко в строку, но хочется ведь описать, как оно было. А там, в той жизни, был и кирпичный цветом лица капитан, который долго, стесняясь, ждал в военторге, когда же эти штатские купят... наконец!.. свою зубную пасту!!!.. И, не дождавшись, заказал-таки три флакона одеколона "Тройной". Не знаю, что чувствовал он, а мне было очень неловко.
Недаром я вспоминаю те годы, как одни из лучших в жизни (некоторые иные были тоже на славу, но это отдельная сказка :) ).
Мы прекрасно знали своё дело, оно было интересным и мы были защищены нашими командирами. Классика, в которой было всё это сошлось, называется "мы наехали на автомобиль". Один из пилотов отряда впервые прилетел на полигон. Не стану вдаваться в подробности, почему так случилось, но при заруливании на стоянку сразу по прилёту мы правым крылом опрокинули встречавший нас КУНГ и проволокли его несколько метров по бетону. В предыдущей экспедиции В.П.Васин устроил лютую взбучку местным аэродромным службам, не обнаружив на стоянке пожарки и медицины, и на этот раз они были :) В общем, керосин из повреждённого крыла хлынул ручьём, но пожарные залили всё пеной, по-моему ещё до того, как всё случилось :). Я понимаю, что керосин не так горюч, как бензин, но кто знает, какие условия он найдёт подходящими... Так что, возможно, В.П. спас нам жизнь.
На пилоте, который допустил этот инцидент, не было лица... "Ведь сей же час, через двадцать минут меня попрут не только из отряда, но и с лётной работы вообще! Сломать такой самолёт и в такое напряжённое время!"
Через двадцать минут заходил на посадку Ту-134 с основной частью экспедиции и начальством на борту. Наверно, эти двадцать минут и несколько часов затем были пыткой для него. До заключения "деда" - Андрея Арсеновича: "Нет ни одного пилота, который в своей практике хоть раз на что-нибудь да не наехал! Всё! Закрыли вопрос! Давайте подумаем, что надо сделать завтра!"
Отлегло у всех, как будто это каждый из нас завалил тот КУНГ...
Ах, как обрадовались нашему "приключению" смежники! Ведь каждая фирма (кроме нас! :) ) имела свои "хвосты", но до поры о них молчала в надежде, что проколется кто-то другой. Своеобразный покер, где нужны и выдержка и расчёт, потому что, если окажешься крайним... Лучше не думать...
Приятель и коллега от прибористов:"Ну, всё, Витя, это вы недельки на три застряли!" - "Женя, по твоей радости я даже не сомневаюсь, у кого есть хвост! Жень, судя по твоим цифрам, знаю даже, какой длины!". А тем временем была срочно вызвана из Жуковского 85024 (помните начало воспоминаний?). Она тогда, правда, хворенькая стояла, но... Пусть будет, пусть не с такой интенсивностью, но часть работы закроем... А дальше... дальше был такой мастер-класс, которого я не видел ни до, ни после!
Уже через день пришёл от нас Ан-12 с бригадой слесарей, друзей моей "комсомольской юности". Я пришёл в КБ молодым специалистом, когда они после окончания ПТУ и службы в армии вернулись на производство. Числом их было пять. Они знали, что надо: заменить предкрылок, заменить панель обшивки крыла и заменить разбитый аэронавигационный огонь. Наши скептики не знали, что у нас "на огороде" стоял под разборку такой же самолёт, Ту-154 #85055, на котором всё это ещё было. Но, боже, как эти ребята работали! Такое ощущение, что их руки жили какой-то отдельной жизнью, общаясь между собой, им не нужны были слова! За время снятия и замены повреждённых деталей на исправные эти пятеро не произнесли ни звука! Стоял рядом, завораживало! Закончили. Сели, перекурили, пожали руки на прощанье, и тем же Ан-ом они отбыли. Ну, потом нивелировщики проверили, что где нужно - параллельно, а где не параллельно, то перпендикулярно, и на третье утро от "того" дня у нас было в строю аж две машины вместо одной!
На что В.П. не преминул (за что-то он всегда порол местных военных):
"Неее, вы - не армия! Вот эти пиджаки - вот это армия!" Я сам самолёт не чинил, но мне было гордо!
Продолжение следует...
Часть - 1
http://podpolkovnikvvs.livejournal.com/163584.htmlЧасть - 2
http://podpolkovnikvvs.livejournal.com/163932.htmlЧасть - 3
http://podpolkovnikvvs.livejournal.com/164375.htmlЧасть - 4
http://podpolkovnikvvs.livejournal.com/164785.htmlЧасть - 5
http://podpolkovnikvvs.livejournal.com/165241.htmlЧасть - 6
http://podpolkovnikvvs.livejournal.com/165402.htmlЧасть - 7
http://podpolkovnikvvs.livejournal.com/166428.html