Sep 19, 2011 03:38
Человек за бортом для любого яхтенного капитана - это nightmare, происшествие, скорее похожее на ночной кошмар. Оно мало у кого было, но все о нем знают. Всех учат, как отрабатывать ситуацию MOB, но с кранцем и бухтой толстой веревки. Хуже человека за бортом может быть только два человека за бортом.
Тот день у нас не очень задался: мы плохо стартовали, но неплохо боролись и подобрались к соперникам, но за пару кабельтовых до верхнего знака у нас поломался погон. Как потом выяснили, не по нашей вине. Нам привезли новый, но оказалось - не тот. Пока ждали, пропустили еще одну гонку. Пошли в сторону стартовой линии, поставив грот на первой полке. С судейского передали, что обязательна вторая полка. Зарифились на вторую полку и продолжили движение к стартовой, то есть вниз по ветру. Грот при этом был выбран, но не втугую. Я отправил ребят подвязывать нижнюю часть грота риф-бантами, когда яхту качнуло и грот перелетел на другой борт. Амплитуда была небольшой, но достаточной, чтобы ребята вылетели за борт.
Как в дурном сне.
Слава Богу, ничем не ударились, просто плюхнулись в воду. На борту осталось три человека, включая меня. Все тут же приступили к отработке маневра. Правда, "человек за бортом" никто не орал. И веху мы не кинули.
Привожусь, выхожу к ребятам, растравливаю грот. Пролетаю мимо.
Уваливаюсь, спускаюсь ниже по ветру, кручу коровий фордевинд (через оверштаг), снова уваливаюсь, затем привожусь, растравливаю грот. Двигателем отрабатываю назад. Но все равно мы проскочили.
Ребята кричат, что у них все в порядке. Боковым зрением замечаю, что рядом дрейфует яхта англичан, готовые прийти на помощь.
А может, второй раз и не проскочили, я честно не помню. Помню, что с первого раза не взяли. Помню, что спасательный круг оказался плохо привязан к бросательному концу. А тот, в свою очередь, изрядно запутан.
Саша схватил круг, мы подтянули его к трапу, который к тому времени спустили в воду. Вылез на борт.
Затем еще раз прокрутили восьмерку и вытащили Филиппа. Ребята говорят, что вода на удивление теплая. Предложили им искупаться еще раз, но они почему-то отказались. Все нервно смеются.
Воду мы утром слили, так что согреться в душе "купальщикам" не пришлось. Переоделись в сухое и пошли стартовать. Заодно и согрелись на лебедках. Изнутри грелись после прихода в марину.
На них обоих были жилеты. Один - с принудительным раскрытием, один - полностью автоматический. Не буду называть марку, дорогой такой. Красивый и удобный. Так вот, он не раскрылся. В инструкции написано, что это происходит на глубине 40 сантиметров, но факт остается. Филипп его по приходу сдал обратно в магазин. Те извинялись, деньги вернули без разговоров.
Тот жилет, который не автоматический, раскрылся путем дерганья за веревочку. Лампочки сработали на обоих жилетах.
Ветер во время происшествия был 27-30 узлов. Волна до 1 метра, в проливе Те-Солент. Днем, при хорошей видимости. В тот день еще одна из яхт мачту сломала (не наша).
В общем, все испытали огромное облегчение, что все закончилось благополучно.
Спасательное оборудование проверять и заставлять приводить в надлежащее состояние.
Жилеты носить.
MOB тренировать регулярно. По возможности - на кадом чартере.
Это безусловно ценный опыт. Но я предпочту его не повторять. И вам не желаю.
Англия,
происшествия,
безопасность,
практика,
яхты