Это первая из серии заметок по мотивам выставки Boot, прошедшей в Дюссельдорфе в конце января.
Выставка крупнейшая в Европе, и дает очень наглядное представление о том, что творится в отрасли. А творится в ней следующее: вот уже второе десятилетие рынок производителей яхт становится всё более однородным (уже сейчас яхты мейнстрим-производителей можно отличить только по шильдику и двум-трем характерным деталям,), потому что конкуренция растет, и прежде всего конкуренция ценовая, потому что покупатель стал массовым, и ему есть из чего выбирать. Первым же следствием стало расширение производства у грандов отрасли, в том числе у производителей компонентов.
И если яхтенных марок можно назвать пару десятков (а повспоминав, еще столько же), то вот производителей лебедок, или мачт, или электроники можно сосчитать по пальцам, причем одной руки. Поэтому больше нет электроники для бедных и электроники для богатых: у всех теперь одно и тоже Навико. И вот между ними развернулась основная конкурентная борьба. Точнее, война. А у войны лицо не детское и злое.
Производитель яхт требует от поставщиков снижения цен (суля взамен увеличение объемов), и те действуют в трех направлениях:
- снижают себестоимость производства за счет массовости;
- снижают себестоимость за счет качества;
- снижают маржу, добирая прибыль на ремонте и продаже комплектующих частным лицам.
Массовость действительно позволяет сильно сократить издержки. Но до планшетников (по соотношению производительность/цена) экранам плоттеров всё равно далеко, так что здесь запросто может появиться новый игрок.
Качество падает из года в год, это отмечают все профессиональные участники рынка. Мы раньше жаловались на плохое качество электроники Raymarine, но стоило яхтостроителям массово перейти на B&G - и мы поняли, что такое счастье. Но уже поздно )))
Третий пункт очень тесно связан со вторым: производитель не заинтересован, чтобы плоттер работал годами. Ему надо, чтобы тот вышел из строя сразу же после окончания гарантии. Потому что розничная цена несколько (в полтора-два раза примерно) отличается от цены для производителя. Именно поэтому платы в приборах не покрыты даже тонким слоем лака, не говоря уже о том, чтобы залить прибор эпоксидной смолой.
И по этой же причине вход на рынок в массовом сегменте закрыт для мелких производителей, таких как NKE, например.
Что еще мы видим: от общих стандартов остались рожки да ножки. NMEA был плох не тем, что у него низкая скорость, а тем, что позволял подключать датчики одной фирмы к системам другой. Кому это нужно, ведь можно продавать собственный датчик ветроуказателя за 500 евро, а там дешевого пластикика на десять евро, да проводочков на десять, ну еще магнитик за пять.
Понятно же, что в системе компоненты будут выходить из строя не все сразу, а поочереди. И никто не станет менять всю электронику из-за одного датчика, или экрана.
Чего жду лично я: рано или поздно кто-то разработает датчики (или, что значительно лучше - протокол для подключения датчиков), которые можно просто и надежно подключить к планшету по беспроводному протоколу. И тогда всё, прощайте динозавры! Потому что уже сейчас айпад в водонепроницаемом чехле значительно надежнее, чем экран B&G. А два айпада превосходят по надежности любую навигационную систему больше, чем на порядок, и главное - его купить значительно проще в любом уголке Земли.
Что останется от Raymarine? Приложение в аппсторе и гугл-плей, которое будет развивать команда из двадцати человек. Но уже под совершенно другим названием.
P.S. Не исключено, что это будет Navionics, они как раз ведут разработки в направлении подключения датчиков эхолота к картплоттеру.