Выводы

Jan 09, 2016 11:05

В заметке про МППСС и правило двух Д (в том смысле, что если два судна столкнулись, то поучаствовали Два Дурака) я ничего не написал про собственные выводы из прочитанного и случившегося, но пообещал. Вот, выполняю, благо праздники закончились и больше не предвидется тянуть некуда.
Замечу предварительно, что анонимные комментарии здесь не приветствуются и раскрыты не будут. Нет аккаунта - просто представьтесь.

Мои выводы (были сделаны давно и лишний раз подтвердились):
1. БЖП (большой железный пароход) может вас и не видеть. Особенно, если у вас нет АИСа, а тем более - отражателя радара. Более того, вахта может вообще не смотреть вдаль по причине качки, плохого зрения, занятости заполнением вороха бумаг, беспробудного пьянства (это вообще-то строго запрещено и жестко карается, но встречается сплошь и рядом), наличия румынской проститутки в рубке и тому подобное. Вот удивительно, но факт: вы себя видите, вы даже его видите, а он вас - нет. Тупо не видит. Можете помигать ему фонариком, а он вас всё равно не видит. Надо исходить из того, что это очень даже возможно. Свою правоту будете потом доказывать со дна моря (или, ещё неизвестно, что хуже - из-за решетки).
2. БЖП не всегда имеет физическую возможность вам уступить. Он такой идёт, красивый, с тем разошелся, с этим разошелся, здесь прошел как надо, и вдруг вы на яхте в полумиле впереди. А у него выбег до полной остановки семь миль. Так что в иной ситуации даже если он очень-очень сильно захочет, а всё равно отвернуть не сможет.
2-а. БЖП может находиться в состоянии расхождения еще с двумя-тремя теплоходами, о которых вы не знаете.
3. БЖП страшно раздражает ваше присутствие на горизонте, и ему совершенно непонятны ваши намерения (это если он вас видит). Но при этом он должен уступить встречным, обгоняемым, рыбакам. И парусной яхте, если больше некому (это цитата). Потому что все тут такие вокруг работают, и только яхтсмены мало того, что отдыхают, так еще и мешаются: "Эти «Жигули»… чем думают, я не знаю. Под ногами крутятся, крутятся, крутятся…".
4. БЖП может ошибаться. Разных причин тысяча, они не важны совершенно. Важно то, что аргумент: "они профессионалы, если что - спасут ситуацию" не работает. На всякий сучай считайте, что "за рулём стажер".
5. Не ждите, что в условиях плохой видимости БЖП будет красться со скоростью улитки. Разбирался в начале двухтысячных случай (есть отчет MAIB), когда контейнеровоз переехал яхту в Ла-Манше в плотном тумане (и даже не заметил), при этом шёл со скоростью, если не ошибаюсь 24 узла. При своих обычных 32. И был (!) оправдан! Яхтенную необрастайку потом с носового бульба в австралийском порту для экспертизы соскребали.
6. Спать на вахте нельзя! Клевать носом тоже. Поэтому организация правильного отдыха вахт и людей, свободных от вахт - это не блажь, а первейший фактор безопасности! И кстати: если ты не спишь, но тупишь, как пень - это еще хуже. А всё это геройство с бодрствованием по двое-трое суток оставьте спортсменам, у них страховка хорошая и завещание давно написано.
7. Радиолокационный отражатель делает яхту значительно более видимой! Радар (не важно, включенный, или нет) эту задачу не решает! У вас может быть на борту тонна железа, металлическая мачта, арка, солнечные панели и статуя Феликса Сигизмундовича на баке, но видимым для радара вас сделает только отражатель. Лучше - активный. Если у вас есть активный АИС, и он работает - вас видят все БЖП в окрестности и береговые станции слежения (если таковые есть поблизости).
8. Глупо иметь на борту УКВ-радиостанцию и держать её выключенной (как это было в описанном случае).
9. Издалека бывает сложно правильно оценить направление движения БЖП, особенно в темноте. Особенно, если он движется не в 10 раз быстрее яхты, а в 2-3. АИС в этих случаях очень помогает, но всецело полагаться на него я бы не стал.
10. Случаи, когда яхта сталкивается с БЖП, чаще всего заканчиваются гибелью яхты, а зачастую и гибелью людей. Надо это постоянно держать в голове.

В своей практике я видел как примеры панического страха перед большими, так и совершенно наплевательского отношения.  Последнее потенциально опаснее и встречалось в основном у людей с минимальным опытом. Однако опытные тоже ошибаются, как мы видим в отчете.

P.S.  В открытом море желательно расходиться с БЖП таким образом, чтобы минимальная дистанция сближения была не меньше мили.

школа, происшествия, безопасность, яхты

Previous post Next post
Up