Завтра в Заксобрании области после более чем двухмесячного перерыва состоится заседание рабочей группы по челябинскому бору. Возможно, оно станет последним, потому что никто уже не связывает с этими посиделками реальное решение вопроса о защите бора от посягательств коммерческих застройщиков,
поддержанных областной властью. Экономист Сергей Гордеев (также участник «рабочей группы») выложил в своем блоге «последнее экспертное предупреждение»: скоро мы потеряем бор окончательно, если власти не перестанут потакать коммерсантам и не «закроют» весь зеленый массив и его «буферные зоны» от застройки.
Текст
«ЧЕЛЯБИНСКИЙ БОР - УХОД ЗА ЧЕРТУ НЕВОЗВРАТА?» представляет собой краткие выводы из научной статьи, подготовленной С.Годеевым вместе с В.Меркер и А.Кочеровым для одного из зарубежных изданий. Там говорится, в частности, о том, что большая часть проблем челябинского бора связана с хаотическими процессами развития «ядра» Челябинской агломерации. В этом «ядре», с численностью населения более полумиллиона человек, бор является единственным природным рекреационным массивом, который фактически становится сейчас «парковой территорией с критической, неконтролируемо растущей антропогенной нагрузкой».
Гордеев отмечает, что «риски бессистемного развития прилегающей части Челябинска и угрозы бору связаны также с высотным жилищным строительством у границ бора, реализующим выгоду от капитализации природной ренты». «Каких либо шансов на изменение этой ситуации в рамках высокой плотности застройки, обозначенной в проекте генплана города, практически нет», констатирует эксперт.
«Сегодня необходимы кардинальные, а не косметические изменения в подходах власти и городской общественности к челябинскому бору как одному из наиболее значимых факторов развития мегаполиса, его реальному конкурентному преимуществу. Однако даже предпосылок таких перемен не просматривается. Скорее наоборот - попытки коммерческого «освоения» лесного массива под самыми различными предлогами продолжаются и выходят на все более высокий и масштабный уровень. Мы обязаны признать - это перспектива утраты челябинского городского бора, фактического уничтожения природного комплекса» - пишет С.Гордеев.
По результатам проведенного учеными анализа, сделаны следующие выводы.
Наблюдается частичное изменение границ лесного массива и все более явная фрагментация территории бора. По общим оценкам текущего состояния доля наиболее ценной части насаждений, преимущественно сосны обыкновенной, составляет немногим более 50% (рис. 2-2).
Зоны сохранившегося коренного и условно-коренного соснового бора (с процессами самовосстановления) еще на треть меньше (рис. 2-3).
Предварительная оценка также указывает на развитие тенденции сокращения коренных лесных сосновых насаждений на 7-10% за последние 5 лет.
Подобные изменения создают угрозы потери основных качественных характеристик соснового леса, в первую очередь возможностей его возобновления. Далее последует разрушение структуры лесного массива в течение 20-25 лет и дальнейший распад территории бора на отдельные пространственные объекты (несколько разрозненных полупарковых зон, поселки, кладбище, несколько отдельных комплексов - резиденций, «вклинившиеся» с пограничных территорий здания, пустыри, заполняемые временными сооружениями и др.)
Сергей Гордеев с коллегами формулируют три сценария развития ситуации вокруг челябинского бора:
Сценарий восстановления бора можно даже не рассматривать из-за его абсолютной нереальности в нынешних общественных условиях.
Текущий сценарий с потерей природных качеств территории бора и последующим прямым или косвенным ее коммерческим освоением имеет очевидную (хоть и негласную) поддержку власти и бизнеса из-за возможности разового изъятия масштабной природной ренты за счет привязки проектов к территории бора.
Сценарий стабилизации с выходом на некоторое устойчивое состояние по возобновлению лесного массива, хотя бы на ограниченных территориях, с рациональным распределением антропогенной нагрузки сейчас является наиболее предпочтительным и в тоже время достижимым. Однако такой сценарий до настоящего времени не имеет реальной экономической (да и политической, правовой и управленческой) основы.
Фактически, главный вопрос стоит сейчас именно так - удастся ли выйти на некоторую точку устойчивого состояния, ограничив посягательства на бор - или ситуация окончательно уйдет за черту невозврата?
Сергей Гордеев напоминает, что челябинский бор - фактически единственная настоящая городская достопримечательность и общественная ценность. Ответ на вопрос - что именно от этой ценности достанется следующим поколениям челябинцев, в любом случае на совести нынешней городской и областной власти, а также всего местного культурного сообщества.