Экология: чиновники готовят новый кризис

Jul 27, 2020 12:05

                Минэкологии Челябинской области - ведомство, призванное улучшать экологическую ситуацию в регионе, делает все, чтобы ее осложнить. Многократно раскритикованная экспертами терсхема обращения с ТБО трещит по швам, что уже привело к «мусорным коллапсам» в ряде крупных муниципалитетов (ранее - Златоуст, теперь фактически вся горнозаводская зона, на очереди Копейск); ОНФ предупреждает о риске одновременного «мусорного кризиса» в Челябинском и Карабашском кластере и напоминает о прямой ответственности за это минэкологии. Именно в это время руководство министерства затевает бессмысленные суды с федеральным Минприроды, приближая радикальное реформирование областного ведомства.

Вчера мы кратко упомянули об этой сенсации - областное Минэкологии судится с Минприроды РФ, дабы «узаконить» продолжение работы переполненной и вечно горящей, опасной для населения Магнитогорской свалки. Зачем областным правительством совершается столь вызывающая глупость?
             Этот иск наглядно демонстрирует полное отсутствие диалога с федеральной властью, ведь Минприроды - не тот орган, с которым нужно портить отношения местным чиновникам: именно от него зависят субсидии, которые ждет область на экологические проекты, участие региона в федеральных программах и т.д.

Но это на одной чаше весов. На другой - плоды бездеятельности Минэкологии и других областных ведомств, так и не сумевших за долгие годы построить под Магнитогорском новый полигон ТБО (вместо старой свалки), а также горячее желание финансово помочь любимой, со времен губернатора Дубровского, фирме - регоператору ЦКС, который сейчас вынужден платить штрафы за размещение отходов на фактически незаконной свалке - именно поэтому ее нужно срочно внести в реестр.  Вот что «прячется» за громкими исками местных чиновников к Москве.

А еще - их потрясающая профнепригодность. Ведь это большой вопрос - зачем вообще нужно было доводить дело до суда, предельно осложняя отношения с федеральным правительством и привлекая внимание общественности? Ведь согласно п.8 ст.29.1 Федерального закона 89, свалки, не имеющие документации могут быть использованы для размещения ТКО до 2023 года»! То есть область требует через суд у Минприроды РФ то, что прямо разрешено законом. Удивительно, почему это нельзя было прояснить в нормальном диалоге с Магнитогорском и Москвой, ведь эти изменения в закон именно для того и вносились, чтобы регионы пользовались ими в случаях особой надобности (например, до постройки нового полигона - как в Магнитке).

Думаю, ответ следует искать в делах годичной давности. 11 июля 2019 года мы писали здесь про «кривой» аукцион на аренду Магнитогорской свалки в интересах ЦКС и решение УФАС о приостановке аукциона. В п.п. 14,15 этой бумаги ФАС уже тогда обращала внимание на то, что свалку нужно узаконить (внести ее в Государственный реестр объектов размещения отходов) - ведь такие свалки разрешили узаконивать еще в январе 2019 года. То есть, прошедшие полтора года областная власть либо не занималась этим вовсе, либо занималась исключительно формально - и теперь пытается прикрыть громким судебным процессом свои невольные - или умышленные упущения. А если «выиграть» не получится - свалить все на жестокую Москву, разумеется.

Кстати, объявленный в июле очередной аукцион на аренду Магнитогорской свалки опять отменен ФАС - там те же кривые условия, что и в прошлом году, но кое-что еще «кривее».

Областную терсхему снова жестко раскритиковал ОНФ: мусоровозы, чтобы вывезти мусор из Златоуста, проезжают 150 км. в один конец. Специалисты замечают, что даже  в Москве у многих компаний транспортное плечо меньше.

- О приведении главной стратегической мусорной схемы региона в состояние, отвечающее существующим потребностям Челябинской области, чиновники и не помышляют, создавая своими руками все новые и новые угрозы экологии, жизни и здоровью жителей области, - заявил сегодня руководитель регионального ОНФ Денис Рыжий.





Между тем, на берегу питьевого Шершневского водохранилища растут горы строительного мусора, снятого асфальта и бетонных бордюров. Характерно, что все это происходит в 300 метрах от пункта экологического контроля Минэкологии области.

Кажется, пришла пора уже ОНФ подавать в суд на Минэкологии за бездействие по изменению не просто бессмысленной и неработающей, но и откровенно вредительской для населения области терсхемы.

Ситуация в Копейске - еще одна красочная иллюстрация управленческого кризиса в областном Минэкологии. 29 мая мы подробно описывали здесь сюжет закрытия в Копейске полигона ТКО, сортировки и производства RDf-топлива из мусора. Эти объекты принадлежат компании «Комтранссервис» (входит в группу «Вторком»), а остановлены они были ввиду многомесячных неплатежей ЦКС, а также ввиду того, что ЦКС просто перестал возить ТКО, перенаправив потоки на свой полигон в Полетаево.

Что делает Минэкологии области, дабы изобразить свою озабоченность и бурную реакцию на непорядки? Правильно - подает в суд на ЦКС и «Комтранссервис», требуя обязать ЦКС выполнять терсхему и передавать мусор Копейска для сортировки и захоронения в «Комтранссервис».

Чтобы было понятно - Минэкологии Челябинской области является держателем Соглашения с ЦКС на осуществление функций регионального оператора, по этому соглашению за двукратное нарушение терсхемы министерство может лишать фирму статуса регоператора. То есть в любом нормально управляемом регионе один недовольный звонок из Минэкологии бросает регоператоров в дрожь и они выполняют все, что от них требуется. У нас же простая задача - заставить коммерсантов выполнять соглашение с областью - решается через суд.

Ну, или все делают вид, что она там решается. В случае чего чиновники «переведут стрелки» на суд, а суд - дело долгое, за то время, что будут идти процессы, или шах помрет или ишак сдохнет. А хорошие люди будут все это время зарабатывать деньги так, как считают нужным. Видимо, именно в обеспечении этого важного процесса и состоит теперь роль Минэкологии Челябинской области.

Они думают, что хитро спрятали эту свою главную функцию в массе бессмысленных судебных исков и ворохе пустых пресс-релизов, но она очень хорошо заметна наблюдателям и будет вскоре предъявлена для политических оценок и кадровых решений.

мусорный коллапс, терсхема, ОНФ, Челябинская область, Минэкологии

Previous post Next post
Up