Эта тема будет суперактуальной для Челябинской области еще долго, а потому обсуждать ее следует открыто и серьезно, не довольствуясь заявлениями чиновников о том, что они - де все уже за нас решили. Правительство области недавно еще раз подтвердило намерение строить новый хирургический корпус детской больницы на участке, прилегающем к действующему комплексу областной клинической больницы. Это намерение властей подвергается резкой критике как со стороны экологических сообществ (для расчистки площадки планируется вырубить более чем 4 га городского бора - памятника природы), так и со стороны специалистов в области здравоохранения, которые подчеркивают бесперспективность и риски такого варианта и предлагают строить новую детскую больницу единым комплексом в другом, более подходящем для этого месте.
Настоящего диалога власти и общества по этой теме в Челябинске не получается. Хотя проекта, как такового, еще нет, а большие деньги (около 5 млрд рублей) на строительство планруется выделить из федерального бюджета, областные чиновники по неясным причинам настаивают на безальтернативности принятого ими спорного решения. Однако разумные альтернативы есть всегда - надо только хотеть их увидеть и уметь слушать компетентных, неравнодушных людей.
На днях мы долго обсуждали эту тему со специалистом, давно и серьезно в нее погруженным - бывшим главврачом Челябинской областной детской клинической больницы Ильей Гончаровым, стоявшим у истоков создания этого медицинского учреждения, а в последние годы занимающегося преподавательской деятельностью и частной практикой. Он хорошо знает нынешнюю ситуацию вокруг детской клиники и ее перспектив, а потому высказал целый ряд аргументированных оценок и опасений. Изложенное ниже - профессиональная и человеческая позиция И.А.Гончарова, тезисное изложение материала, который будет направлен в ближайшее время в высшие инстанции федеральной власти - возможно, в формате коллективного обращения.
На октытии хирургического центра ЧОДКБ летом 2008 года собрался весь федеральный и региональный политический бомонд; И.Гончаров - на следующем фото.
Я убежден в том, что новый хирургический корпус Челябинской областной детской клинической больницы (ЧОДКБ), если он будет построен в соответствии с нынешними намерениями областного правительства, не только не решит главных проблем детского здравоохранения в Челябинской области, но и создаст на много лет вперед новые, решать которые будет очень сложно (если вообще возможно). Строительство этого корпуса на участке, прилегающем к нынешнему комплексу областной больницы, лишит новую клинику перспектив развития и затруднит ее полноценную работу, создавая дополнительные риски здоровью детей.
Такая оценка основывается на нескольких группах аргументов.
Главный из них, которым во многом обусловлены все прочие, заключается в том, что на «пятачке», отрезанном от городского бора, где фактически планируется соорудить некий «пристрой» к старым корпусам, попросту недостаточно площадей и дрругих возможностей для размещения и полноценного функционирования медицинского учреждения такого уровня и такого класса задач; к тому же это место плохо подходит для этой цели по ряду других причин, о которых скажу ниже. Ключевая проблема проекта не имеет под собой других оснований, кроме неверного выбора места строительства, который постоянно подтверждается чиновниками по не вполне понятным причинам.
Обосновывается такой выбор в основном возможностью использовать медицинские ресурсы других учреждений областной больницы в случае необходимости. Это крайне ущербный довод: любому медику понятно, что оснащение и кадровый потенциал новой современной детской клиники должны полностью исключать саму возможность возникновения таких чрезвычайных, недопустимых ситуаций.
Следует учесть, что комплекс областной клинической больницы создавался на этой небольшой территории очень давно (начиная с 30-х годов ХХ века), он многократно «уплотнялся» и достраивался, будучи территориально жестко ограниченным ООПТ «Челябинский городской бор», медуниверситетом и жилыми районами города (при этом ныне действующая детская клиника изначально строилась как роддом). Вся инженерная инфраструктура здесь сильно изношена и может просто «не потянуть» потребности нового большого лечебного комплекса, а коммуникации (подъезд автомобилей, парковки и проч.) уже давно не отвечают минимальным требованиям для современных медицинских учреждений. Строительство здесь нового корпуса детской хирургии серьезно усугубит все эти проблемы и обязательно отразится на качестве оказываемой детям медицинской помощи.
Архитектурно-планировочные решения
- Реализация архитектурно-планировочных решений должна осуществляться в таких случаях исключительно в зависимости от медико-технологических задач и требований, а не соображений удобства «освоения» средств бюджета. Иными словами, место размещения, планировка и архитектура здания должны полностью диктоваться потребностями медицинского учреждения, а не попыткой вписать современные медицинские технологии в кое-как выкроенную площадь и «коробку» умещающегося тут здания. А сейчас дело обстоит именно так.
- На территории, выделяемой под такое строительство, должно быть предусмотрено сооружение полного комплекса вспомогательных сооружений (гараж, прачечная, пищеблок, складские помещения, локальная утилизация отходов классов А, Б, В (частично), стоянки автотранспортных средств сотрудников и родственников пациентов и т.д.). На том месте, которое сегодня выделяется под строительство детской хирургии это невозможно.
- Корпуса детской клиники должны иметь между собой теплые переходы для перемещения персонала и транспортировки больных. В нынешней ситуации это фактически невозможно - старый и новый корпуса будут располагаться на большом расстоянии между собой, а возможность их соединения переходами для создания единого больничного пространства представляется маловероятным.
- Высотность зданий для детских больниц ограничена, по существующим нормативам, пятью этажами. Это влечет за собой непреодолимые в данной ситуации ограничения (проектирование здания необходимо проводить на основании не только текущих потребностей в лечебных площадях, но и с учетом потребностей во вспомогательных помещениях для обеспечения лечебного процесса). Например, необходимо предусмотреть детские игровые площадки, парковую и «технико-технологическую» зоны таким образом, чтобы потоки пациентов и потоки медицинского и технического персонала больницы не пересекались. В предлагаемом сейчас варианте это невозможно из-за жестких ограничений по размеру площадей.
Медико-технологические решения
- При выборе места строительства и подготовке проекта необходимо четкое понимание современных технологических потребностей ЧОДКБ и перспектив дальнейшего развития медицинских технологий в этой сфере. Размещение Онкогематологического центра на территории хирургического корпуса не представляется разумным ввиду того, что в силу специфики протоколов лечения, пациенты имеют сниженный иммунный статус. Для решения этого вопроса целесообразнее строительство отдельного здания Детского Онкогематологического центра в составе ЧОДКБ. Соблюдение необходимых требований по организации медико-технологических потоков, чистоты воздуха в помещениях (13 - 14 - 15 класс) с целью предупреждения осложнений, связанных с пониженным иммунитетом пациентов, создание индивидуальных палат для круглосуточного пребывания детей с родителями, игровых, школьных классов и т.д., позволит оказывать медицинскую помощь на более высоком качественном уровне. В ныне предлагаемом варианте такие возможности не предусмотрены и фактически не осуществимы.
- ЧОДКБ - клиническая база не только для челябинского Медицинского университета, но и для местных медицинских колледжей. Необходимо предусмотреть помещения для занятий студентов, что при размещении проекта в намеченном сейчас месте невозможно.
- Создание операционных и реанимационных блоков необходимо в непосредственной близости друг от друга. Это касается как экстренных, так и плановых потоков. При этом «чистые» и «грязные» потоки не должны пересекаться, а проектирование должно учитывать не только потоки поступления, но и их диагностическую доступность. Организацию потоков необходимо планировать только после полного понимания набора отделений, расположения вспомогательных подразделений, путей и потоков поступления пациентов, траекторий движения персонала.
Я настаиваю: только исходя из четкого понимания текущих и перспективных потребностей и задач ЧОДКБ возможно приступать к проектированию этого ЛПУ (проще говоря, нужно проектировать и строить здание под ясные цели и конкретные технологии, а не втискивать необходимые технологии в «коробку», для которой кое-как выкроили место). В предлагаемом сегодня варианте это практически невозможно в силу изначальной и жесткой ограниченности площадей и коммуникаций.
Кадровое обеспечение и новые задачи
Средний возраст работающих в ЧОДКБ сегодня более 40 лет. Приток более молодых кадров затруднен в связи со спецификой работы (риски и опасения при работе с детьми). Таким образом, к моменту ввода в эксплуатацию нового корпуса средний возраст сотрудников будет больше 45 лет. Возможными путями решения этой проблемы являются целевая подготовка кадров, социальная поддержка (весомым аргументом было бы выделение жилья). Сделать это будет очень сложно, если новый корпус будет расположен в старом районе Медгородка с весьма затрудненным доступом к коммуникациям, значительно удаленном от новых районов города, где проживает сейчас основное, более молодое население (в том числе - возможный будущий персонал клиники).
Следует также учесть, что больницы областного значения предназначаются, как правило, для пациентов из области, а городских (из Челябинска) пациентов принимают обычно городские клиники. Однако сейчас ситуация резко меняется. Детские больницы Челябинска начинают перепрофилировать по «ковидные» базы для детей, а областная больница будет брать на себя городских пациентов, тем самым ограничивая их потоки из области. Поэтому актуальность и значение строительства новой полноценной детской клиники с хорошими коммуникациями возрастает в разы.
И еще один важный момент. Эпидемия COVID-19 подтвердила серьезные риски концентрации большого числа крупных лечебных учреждений региона в одном месте. Это многократно усиливает угрозы быстрого распространения инфекций и вероятность их «развоза» по множеству территорий, чего следует всячески избегать.
В связи с изложенным, строительство нового хирургического корпуса детской больницы на указанном участке представляется крайне спорным решением, а выделяемые на это крупные федеральные средства могут оказаться потраченными неэффективно, что особенно чувствительно для такой сферы, как детская медицина.
Гораздо более перспективным решением было бы проектирование и строительство полного комплекса новой ЧОДКБ на другой площадке (желательно - в одном из новых районов города; тем более, что существует хороший прецедент создания нового областного кардиоцентра, который ранее также хотели строить на территории областной больницы) с принципиально иными инфраструктурными возможностями и перспективами развития (такие площадки в городе есть, но почему-то всерьез властями не обсуждаются). При этом передача уже существующего имущественного комплекса детской больницы Онкоцентру, ЧОКБ и Госпиталю ветеранов войн, позволила бы решить серьезные проблемы этих медицинских учреждений.
Я убежден, что этот вопрос имеет слишком большое долгосрочное значение для будущего Челябинской области, чтобы решать его так, как это делается сейчас - без открытого и компетентного общественного обсуждения, без готовности властей к настоящему диалогу, учету имеющихся профессиональных оценок и аргументов, конструктивных предложений.
Есть, однако, серьезная надежда на то, что федеральное правительство, взявшее на себя финансирование этого важнейшего для области социального проекта, с вниманием отнесется к высказанной нами позиции и обусловит выделение средств наличием полноценного, комплексного и современного проекта ЧОДКБ, действительно отвечающего запросам регионального сообщества и способного получить его поддержку в ходе публичного обсуждения, а также на публичных слушаниях, предусмотренных законом.
Такая постановка вопроса хорошо отвечала бы системной задаче формирования в стране комплекса национальных целей (в первую очередь - в сфере здравоохранения), которую обозначают сегодня как приоритетную правительство РФ и президент В.Путин.