Не мне горевать на
похоронах пристреленного администрацией губернатора Текслера «народного движения» «За возрождение Урала» (ЗВУ), однако его поминки позволяют сказать кое-что важное о судьбе еще ходячих политических мертвецов.
В команде первого губернатора области Соловьева, где я имел честь работать в середине 90-х, тон задавали хорошо образованные люди с либеральными взглядами (В.Христенко, П.Рыжий и С.Гордеев не дадут соврать), которые изначально относились к псевдолевому ЗВУ со смешанным чувством брезгливости и недоумения. Никаким «движением», тем более «народным», ЗВУ никогда не было, конечно. Его создал в 1994 году «из того, что было» тогдашний политический изгой Петр Сумин (потерявший кресло председателя областного Совета в результате молчаливой поддержки ГКЧП) чтобы попытаться, сыграв на недовольстве населения, вернуться во власть: сначала в Госдуму, потом - в губернаторы. Связываться с фактически запрещенной тогда компартией он побоялся, а потому его не слишком креативное окружение бесхитростно «слизало» у Э.Росселя идею движения «Преображение Урала».
После победы Сумина на губернаторских выборах 1996 года в его окружении возобладали, разумеется, материально обеспечившие этот успех «комсомольцы-рыночники» (вроде А.Косилова), а о ЗВУ вспоминали лишь тогда, когда нужно было изобразить «народную поддержку» очередного губернаторского прожекта или сделать какую-нибудь совсем уж мерзкую пакость политическому сопернику, а самим руки марать не хотелось (особенно везло в этом смысле все эти 25 лет В.Гартунгу - видимо, в силу амбиций последнего, которые не нравились никому из челябинских губернаторов, тогда как корыто с грязью в форме ЗВУ всегда было под рукой).
В то же время, это тоскливое объединение лицемеров со склеротиками еще долго томилось бы в приятной коме, если бы «технократы» из команды Текслера не отключили ему кислород, сняв с денежного довольствия. Действия технократов понятны: люди они бесцеремонные, с туземными традициями и обычаями им разбираться недосуг, каждый рубль на счету: самим мало. Какое еще там ЗВУ?
Однако не все так просто. Ликвидация ветхого «наследия Сумина» имеет смысл ритуальной политической жертвы: губернатор Текслер демонстративно отказывается от любой политической субъектности, ему не нужна «своя» политическая структура, у него нет и не может быть собственного политического лица и амбиций - их на 150% заменяет воля пославшей его сюда Москвы. Именно такой сигнал ответно посылает Кремлю не уверенный в себе Текслер, отключая аппарат искусственного дыхания у койки так и не пришедшего за четверть века в сознание ЗВУ.
Этот жест, при всей малозначительности самого повода, важен для понимания перспектив политической жизни в стране и регионе. Да, ЗВУ никогда не было «народным движением», но оно было призвано изображать народ, а власть показывала, что нуждается в такой лубочной декорации для собственной легитимации: всегда можно было показать на некий ряженый субъект и сказать - вот он народ, который требует, а мы лишь исполняем!
Теперь ничего такого власти уже не нужно. Сейчас власть не нуждается даже в «картонном народе», который изображало все эти годы ЗВУ: ее условная легитимация достигается теперь техническими процедурами - электронными праймериз, удаленным голосованием, которое можно вести также по почте или кивая телевизору за месяц до и после дня выборов, избиркомом по вызову и прочим постмодерном.
Не случайно ликвидация ЗВУ совпала по времени с
очередным отвратительным скандалом в рамках пресловутых «праймериз» местной ЕР (выяснилось, что они не просто
обманули и изнасиловали избирателей, но еще и обокрали друг друга и теперь ожесточенно грызутся в своей берлоге) - зомби становятся прозрачными и смешными при свете дня и, ругаясь меж собой, сходят в свои могилы.
Именно в этом заключен большой позитив скромной кончины ЗВУ. Зомби - это просто зомби. Если не кормить их своими страхами и бюджетными деньгами, а также почаще показывать людям их настоящее личико, они смирно возвращаются в уютные склепики.
Вслед за ЗВУ уйдет ЕР и иже с нею - причем гораздо быстрее, чем сегодня многим кажется (ведь из зомби плохие помощники для власти, как выясняется). И едва ли заслужит даже такого некролога, как этот текст. 25 лет ждать точно не придется - тем более, что 19 уже прошли.