Абсурд в ассортименте

Mar 06, 2020 18:26

             Как всегда, весьма содержательное и  довольно резкое интервью Якова Гуревича агентству «Урал Полит.Ru»: «Транспортная реформа в Челябинске - это набор абсурдов». Ниже - выдержки их него.

- Недавно стало известно, что губернатор подписал распоряжение о создании нового госучреждения «Организатор пассажирских перевозок», ведется передача полномочий по транспорту из города в область. Как вы оцениваете эту реформу?

- Резко отрицательно, потому что для этого нет абсолютно никакого обоснования. Сначала надо разобраться с тем, что в городе происходит, а потом что-то к нему присоединять.

- Вы имеете в виду создание единой транспортной схемы, которая объединит Челябинск, Копейск и Сосновский район?

- На самом деле у нас такая схема была создана еще в 2017 году, и она действует до 2025 года. Причем заказывал ее именно Минтранс. Поэтому для чего это делается сейчас, я, честно говоря, не понимаю. На днях как раз должны быть подведены результаты конкурса на разработку транспортной стратегии челябинской агломерации, и если эти работы будут реально заказаны, то выделенные на них 45 млн рублей, можно сказать, будут просто украдены. Кроме того, в давно утвержденную схему челябинской агломерации входят не только Сосновский район и Копейск, но и Еманжелинск и Коркино (а также Красноармейский и Еткульский районы. - Прим. ред.).

У области в принципе есть все необходимые документы по транспортному планированию, но они никому не нужны, поэтому все эти реформы - пустая болтовня. Что, например, в новом госучреждении будут делать заявленные 89 человек, где не будет ни одного специалиста в части городского транспорта?

- Это много, вы считаете?

- Эта структура вообще не нужна. У нас есть министерство дорожного хозяйства и транспорта, вот пусть оно этим и занимается. Зачем какие-то структуры плодить?

- А сам факт того, что функции забирают из города в область? Многие считают это положительным моментом, потому что городские власти не справлялись и транспорт Челябинска находится в упадке.

- Почему если не справлялся город, то будет справляться область? Для меня это полная загадка. В городе-то это проще и понятнее, потому что это единое юридическое лицо, понятные механизмы принятия решений, а на уровне области вся эта схема сложнее. Вы же слышали: то у нас трамваи будут, то метро, то еще какая-то ерунда. При этом министр транспорта и его первый заместитель говорят, что у нас будут только автобусы, причем небольшой вместимости. То есть это просто какой-то набор абсурдов.

- Тем не менее есть такое мнение, что раз вопросы общественного транспорта перешли в область, то все это будет находиться под личным контролем губернатора, что, кажется, дает определенные гарантии.

- Алексей Текслер у нас работает год и пока не сделал ничего, чтобы разобраться с метро, или из того, что он обещал по трамваям. Непонятно, зачем были куплены газовые автобусы, от которых давно отказался весь мир. В принципе, я не вижу никаких конструктивных действий губернатора в сфере транспорта и транспортной инфраструктуры. У нас на этой теме воруются деньги, сотни миллионов рублей - на Троицком мосту, понастроено бессмысленных остановок на 400 млн рублей и защитных экранов вдоль дорог.

- Но это все городские власти...

- Но городу-то из бюджета области деньги идут. И нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» находится в ведении области, и отвечает за него лично Нечаев (министр дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области. - Прим. ред.). Поэтому и нет никакого смысла в передаче полномочий.

- Может, смысл в том, чтобы область контролировала идущий на транспорт бюджет в ходе всего процесса?

- А она всегда и контролировала: те же газовые автобусы закуплены на деньги области.

- А что не так с автобусами на газу? Это же тоже по нацпроекту.

- Понимаете, весь мир переходит на неископаемое топливо. Китай, например, полностью перешел на электробусы; Европа, Индия переходят. В России на электробусы полностью переходит Москва, Екатеринбург к этому готовится. А Челябинск зачем-то покупает газовые автобусы, под которые нет никакой заправочной инфраструктуры. И еще собирается закупать, хотя алгоритма их обслуживания нет, как нет и оборудования для обслуживания. Через несколько лет весь мир перейдет на электричество и газовые автобусы вымрут окончательно. Их и сейчас практически нет, а мы создадим на миллиарды рублей заправочную и обслуживающую инфраструктуру.

- То есть дешевле было бы купить обычные новые автобусы или вложиться в другой вид транспорта?

- Однозначно, что новые дизельные автобусы класса «Евро-6» с точки зрения воздействия на экологию не хуже, чем газовые, но под них не нужно создавать новую инфраструктуру, она у нас уже есть. А газ - это тупик просто.

- Что вы думаете об озвученной недавно идее подземного скоростного трамвая вместо метро?

- Я был автором и инициатором этой идеи, а Минтранс РФ ее в 1997 году поддержал. Я привозил сюда лучших в мире специалистов по этому поводу, они давали официальное заключение в 2006 году. В 2008-м была достигнута договоренность с тогдашним министром транспорта РФ Игорем Левитиным о финансировании проектных работ. Но город и область отказались. Аргументация при этом была неотразимая: «Генеральным планом 1936 года скоростной трамвай не предусмотрен».

В мэрии и в администрации области эти документы есть. Смысл был в том, чтобы скоростной трамвай сначала шел по поверхности, затем в районе Теплотеха заходил под землю и выходил в районе условно вокзала и Комсомольской площади. Технически тогда это можно было сделать, но сейчас, после того как при строительстве метро было проведено определенное количество работ, я считаю, это стало экономически неэффективно. Сейчас надо все тоннели засыпать и рассматривать вариант строительства новых в нужном направлении и на нужной глубине.

- Почему существующие тоннели - а это огромная работа и огромные деньги - уже не подойдут под скоростной подземный трамвай?

- Потому что они идут не в ту сторону и не на той глубине. Доделывать на такой глубине и эксплуатировать там трамвай очень дорого. Зачем нужен трамвай на глубине 45 метров, когда он может идти в пяти-семи метрах под землей?..

-  Как вы относитесь к последней идее мэрии о создании велопешеходного моста до челябинского бора?

- Егоров пока еще не понимает, как город устроен. Построить там можно, хотя и не очень дешево. Но мост попадет в середину бора, и что теперь - автобан через бор делать для велосипедов, что ли? Так что я не сторонник этого моста, хотя сторонник велосипеда…

Текслер, трамвай, метро, Гуревич, реформа, общественный транспорт Челябинска

Previous post Next post
Up