На днях довелось заполнять экспертную анкету для предновогоднего рейтинга ЧФ РАНХиГС, расставляя сотню (где они их берут-то столько?) представителей областной «элиты» по степени политического влияния: уверен, это нельзя назвать спойлером, но там в первой дюжине ожидаются те же Аристов и Алтушкин, Рашников и Гартунг, а также губернатор и его первый зам, плюс четверка генералов (тут без фамилий, это рейтинг кресел, а не личностей).
Деньги на креслах - хорошая метафора структуры не только нашей власти, но и нашего общества в представлениях самих «элит».
Всегда очень веселит поэтому, когда приходится слышать очередные умствования «наблюдателей» об очередном «заговоре олигархов» против какого-нибудь мэра или губернатора (которые, разумеется, лучшие и честнейшие на свете люди, пока сидят в своих креслах, зато сразу после отставок и арестов превращаются в
«гнилье у власти»).
Заговор против мебели, в которой лежат твои деньги (не все, но много) - это ж сколько надо выпить и как хорошо покурить.
Олигархи любят свою мебель и ценят ее по рыночной стоимости. Холят, чистят и смазывают. Иногда, правда, приходится там паразитов травить, но это для общего блага, поддержания товарного вида и капитализации актива. Это очень красивые отношения, в которых третий - лишний.
Именно поэтому в рейтинге нет никого, кроме бизнесменов и чиновников, ничего, кроме денег и кресел.
Это не проблема общества, которое бесконечно сложнее и интересней - это проблема оптики «элит», которые видят общество таким. Они всегда очень удивляются, когда внезапно узнают (после пинка с неожиданной стороны, обычно), что тут есть кто-то еще. В этом можно найти свои плюсы, ведь смена мебели становится делом все более рутинным, а это приближает нас к лучшим мировым практикам - пусть с другого конца и через другое место, как обычно.