Странный «спойлер» Севастьянов

Jul 04, 2019 11:50

             Вчера челябинский омбундсмен в правительстве губернатора Юревича А.Севастьянов заявил о том, что закончил (вторым после врио губернатора Текслера) сбор подписей депутатов, необходимых для преодоления «муниципального фильтра» и регистрации в качестве кандидата в губернаторы. Такая поразительная эффективность подтверждает версию о том, что Севастьянов идет на выборы при поддержке команды Текслера и «Единой России», но его ожидаемая регистрация создает совсем не ту интригу избирательной кампании, на которую рассчитывают авторы этой схемы.

Интересная параллель - на проходящей одновременно кампании по выборам губернатора Петербурга, наиболее известный в городе оппозиционер - представитель «Яблока», депутат Заксобрания Б.Вишневский, не раз побеждавший здесь на выборах, сумел собрать всего пять (5) голосов муниципальных депутатов, поскольку абсолютное большинство этих депутатов контролирует ЕР, которая просто заблокировала сбор подписей в пользу сильного конкурента.

А вот куда менее известный и никогда ранее никуда не избиравшийся Севастьянов сумел за две недели собрать не менее 270 подписей в более чем 33 муниципалитетах Челябинской области, которые контролируются ЕР не менее жестко, чем в СПб. Это просто невозможно без прямого указания руководства областной «Единой России» своим депутатам (характерно, что в СПб также без проблем собрал подписи мало кому известный «якобы оппозиционер» Амосов, как и Севастьянов, выдвинутый провластной партией «Гражданская платформа», когда-то отобранной у М.Прохорова).

Таким образом, понятно, что Севастьянов выдвинут в губернаторы «командой Текслера» для облегчения победы своего шефа в первом туре (эта роль предлагалась и другим известным в Челябинске политикам, но они отказались). Однако, в силу того, что эти люди довольно плохо понимают ситуацию в регионе, теперь все может «пойти не так»: у избирателей появляются новые возможности для протестного голосования.

Таких кандидатов, как Севастьянов, часто называют «спойлерами», что, возможно, соответствует задумкам технологов Текслера, но, по сути, неправильно. «Спойлер» в изначальном смысле этого термина - «фейковый» кандидат, который призван отобрать часть голосов у главного оппонента кандидата от власти, чтобы снизить его итоговые показатели и обеспечить победу "главному кандидату". Такие модели хорошо работают при конкурентных выборах в однотуровом голосовании - кандидат от власти «размывает» при помощи спойлеров голоса протестного электората своего оппонента, набирает за счет этого наибольший процент и побеждает (с любым перевесом).

Однако в двухтуровой модели (особенно сейчас) это работает по-другому, задача набрать в первом туре больше 50% при отсутствии реального конкурента, но большом запросе на выражение протестных настроений, делает «спойлерскую» схему непредсказуемой по своим результатам.

У кого будет отбирать голоса педалирующий образ «человека Юревича» бывший высокопоставленный чиновник Севастьянов? Ясно, что не у коммуниста Нациевского или «сокола Жириновского» Пашина - у КПРФ и ЛДПР свой устойчивый электорат. Севастьянов будет собирать голоса тех критично настроенных к областной власти (ассоциирующейся у населения в основном с экс-губернатором Дубровским) людей, которые, по разным причинам, никогда не проголосуют ни за коммунистов, ни за партию Жириновского. То есть  потенциальных избирателей Текслера. Образ Юревича, якобы стоящего за спиной экс-обмундсмена - политика неоднозначного, но гораздо более яркого и несравнимо более известного в регионе, чем Текслер, очень поможет это сделать.

Говоря проще, регистрация Севастьянова не дробит протестный электорат, а помогает суммировать его по разным слоям недовольного положением дел в регионе населения.

Если бы речь шла об одном туре голосования, это не имело бы большого значения - избиратели КПРФ, ЛДПР и «Севастьянова-Юревича» по отдельности набрали бы всяко меньше голосов, чем кандидат от власти Текслер. Но теперь их показатели суммируются и эта сумма может, при определенных обстоятельствах, оказаться достаточной, чтобы не позволить Текслеру набрать больше 50% в первом туре.

Тем более, что технология «сушки явки» и «привода» на избирательные участки лояльного большинства, нынче ничего не гарантирует: лояльное большинство уже не является полностью управляемым - оно может частично остаться дома, а частично проголосовать совсем не так, как от него ожидают «кукловоды кампании». Зато протестное меньшинство может мобилизоваться и прийти на участки, распределив свои голоса между «оппозиционными» кандидатами и перестав, по факту, быть меньшинством (при низкой явке).

И тогда тщательно выстроенная (как кажется сегодня технологам Текслера) схема кампании, с участием многочисленных «спойлеров», может дать обратный результат, провалив победу в первом туре «на пустом месте».

Мораль здесь такова: в манипуляциях электоратом, которыми у нас подменяют честные выборы, легко запутаться, прежде всего, самим манипуляторам. А у избирателей задача по-прежнему проста: сказать «нет» кандидату от власти в том случае, если положение вещей в регионе их не устраивает - или поддержать его, если они ему доверяют.

Такой ясный выбор практически невозможно исказить никакими махинациями со «спойлерами» - больше того, они способны его существенно упростить.     
   

А. Текслер, выборы 2019, А.Севастьянов

Previous post Next post
Up