В пятницу в Троицке
случилась трагедия - семилетний мальчик, играя на свалке, получил сильнейшие ожоги, от которых вскоре скончался. Правоохранительные органы заявили, что проведут проверку соблюдения законодательства в сфере профилактики безнадзорности, но главный вопрос звучит по-другому: как дети вообще могли попасть на свалку? Он обращен не столько к родителям и правоохранителям, сколько к местным властям.
Это вопрос о том, как бездарно осуществляется и контролируется в Челябинской области «реформа» системы обращения с отходами - мы писали здесь об этом не раз и не два. Многократно обращал внимание властей на эту проблему региональный ОНФ (эти материалы, в том числе - не раз направленные в правоохранительные органы, легко поднять), однако ответ был стандартный: все идет по плану, пресловутая терсхема, принятая правительством Дубровского в интересах отдельных людей и компаний, работает отлично и не нуждается в кардинальном пересмотре. А если что-то где-то еще не так, то придет региональный оператор и все наладит - просто пока денег не хватает.
Заметим сразу, что реформа обращения с ТКО и связанный с ней серьезный рост тарифов для населения дают региональному оператору избыточные средства для налаживания четкой работы свалок и полигонов. В том числе - безопасного размещения и захоронения отходов, предупреждения пожаров и ограничения доступа на эти объекты посторонних лиц.
Именно региональный оператор должен либо гарантировать правильное функционирование свалки (если она у него в собственности или в аренде), либо платить за это собственнику (частной или муниципальной организации) достаточные средства и жестко контролировать, как эксплуатируется этот объект.
Если свалка не санкционирована, законом также предусмотрена четкая процедура действий. Регоператор обязан составить реестр всех таких свалок, установить через муниципалитет собственника каждого земельного участка и направить ему требование ликвидировать свалку. Если собственник не делает этого, оператор обязан сам ликвидировать несанкционированную свалку, а затем выставить счет за это собственнику.
Говоря проще, при любом размере и статусе свалки в Троицке, где случилась беда, этого просто не должно было произойти. Именно для того, чтобы был обеспечен порядок обращения со всеми твердыми коммунальными отходами, поднимали тариф для населения и выбирали регоператора. А не для того, чтобы кто-то просто положил себе в карман больше денег.
К тому же, с момента выигрыша конкурса на осуществление функций регоператора и до начала выполнения этих функций (а это примерно полгода) - регоператор был обязан провести необходимую подготовку, чтобы сразу начать выполнять свои обязанности в полном объеме. Таким образом, с 1 января 2019 года, ООО «ЦКС», как оператор Челябинского кластера (куда входит и Троицк), полностью отвечает и за эту свалку, какой бы она ни была.
Но компания с Нового года начала лишь собирать деньги с населения, а на свалках что было, то и осталось: беспорядок и бесконтрольность.
Это касается не только Троицка. На Полетаевском полигоне недавно обнаружили незаконных мигрантов, на Магнитогорском полигоне регоператор организовал и контролирует незаконный сбор вторсырья, а теперь появились человеческие жертвы бардака с мусором в наших городах (мы уже не вспоминаем тут про «мусорный коллапс» в Челябинске, который вполне может повториться).
Что еще должно произойти, чтобы власти области отменили, наконец, безграмотную, незаконную и опасную терсхему обращения с ТКО и составили обоснованный, работающий в интересах людей, а не во вред им, документ? И начали «по полной» спрашивать с коммерсантов за нарушения закона.