Высокие технологии облегчения бюджета

Apr 08, 2019 10:30

         В минувший четверг челябинское УФАС рассмотрело очередную жалобу на транспортный конкурс мэрии (о перевозке пассажиров в аэропорт) и признало ее необоснованной: препятствий к проведению конкурса 8 апреля больше нет. Понятно, что УФАС действовало в рамках своих полномочий: рассматривало вопросы ограничения конкуренции. Экономическая эффективность и транспортная целесообразность, интересы бюджета и горожан - за пределами полномочий антимонопольщиков. Мы, однако, обсудили эту ситуацию с экспертом по инфраструктуре, директором консалтинговой компании «КЭМП» Яковом Гуревичем. Вот что он сказал.

- Этот аукцион, будучи проведен на условиях челябинских чиновников, позволит им облегчить городской бюджет на очередные 92 миллиона рублей. То, что нужно возить пассажиров в аэропорт с вокзала, Северо-Запада и ЧМЗ, совершенно ясно. Вопросы есть к тому, как это организовано, сколько стоит и за чей счет оплачивается.
            По условиям аукциона речь идет о трех маршрутах (NN 1, 41 и 45) и требующихся для их выполнения 13 автотранспортных средствах (семь машин большого класса, пять - среднего и одна - особо большого класса).

Первый вопрос - зачем нужен такой автопарк? Обосновать потребность в перевозке именно машинами такой различной вместимости невозможно, никто этого и не делал. Ведь использование автобусов разных типов существенно повышает эксплуатационные затраты. Ответ предельно прост - таким автопарком владеют только структуры, близкие к чиновникам. Неважно, что по городу не ходит ни один автобус особо большой вместимости. Но они существуют в состоянии металлолома, что позволяет заявлять их для гарантированной победы в конкурсе. У других перевозчиков такого металлолома нет.

Зато при гарантии выигрыша можно заявлять любую цену. И это второй вопрос. Естественно, никакого обоснования на 92 миллиона рублей нет. Обычные маршрутчики прекрасно обходятся вообще без дотаций. Если у нас в городе маршрутов - под сотню, то почему именно эти такие любимые?
Вероятно, чиновники придумают, что надо обслуживать удаленные районы: собственно аэропорт и поселок. Но при этом они сами все время твердят, что на периферии должны работать машины малого класса.

Из-за ремонта моста сейчас весь транспорт в аэропорт идет через перекресток пр. Победы-ул. Бажова. Но этот перекресток и так обслуживается. И если требуется возить людей в аэропорт, то легко пустить специальный бесплатный маршрут от перекрестка до аэропорта.  Сейчас частота движения на этом участке - не более 3 машин в час, за день менее 40 рейсов. Расстояние в 15 км обойдется бюджету примерно в 300 рублей на рейс в одну сторону. Всего - не более 24 тысяч рублей в сутки или менее 9 миллионов рублей в год. Экономия в 10 раз. Но именно это им и не интересно.

Подобные технологии облегчения бюджета используются в Челябинске весьма широко.

Так, перед Новым годом была проведена серия аукционов на перевозку пассажиров троллейбусом и трамваем на некоторых маршрутах под сотни миллионов рублей (например, перевозки трамваем по маршрутам № 5 «Завод имени Колющенко - ЧЭМК», № 7 «Завод имени Колющенко - ЧГРЭС» на 61,5 миллиона рублей). Эти маршруты составляют около 20% маршрутной сети электротранспорта.

Каковы основания для их выбора и дотирования? Какие основания для таких сумм дотаций? Этих дотаций вполне хватит на бесплатную перевозку. Может, выстроилась очередь желающих построить новые пути и запустить конкурирующие трамваи? В «жестокой конкурентной борьбе», как водится, победило ООО «ЧелябГЭТ».

Можно вспомнить также заявленную перед Новым годом попытка проведения аукциона на покупку 10 трамваев из металлолома за 21 миллион рублей (якобы после капремонта).

Кажется, новому губернатору придется долго разбираться с отработанными до блеска технологиями облегчения бюджета Челябинска. Или же менять креативных авторов этих технологий на просто честных специалистов, что можно сделать гораздо быстрее.

мэрия, Челябинск, конкурсы, коррупция, транспорт

Previous post Next post
Up