Решение Верховного суда РФ,
признавшего челябинскую терсхему обращения с ТКО незаконной по целому ряду важных пунктов, продемонстрировало, что слишком многое в местной «мусорной реформе» выходит за рамки действующего законодательства и что чиновникам областного правительства придется вскоре отвечать за свои слова и решения. Многие предпочитают не ждать и покидают министерства уже сейчас.
Пока что основное внимание привлекает министерство экологии в лице первого замминистра Я.Куприковой которая неоднократно публично заверяла (в том числе - на заседаниях регионального ОНФ), что новый полигон в Чишме начнет свою работу в строгом с соответствием с терхемой (не нуждающейся в серьезных изменениях) и срыва графика здесь быть не может. На деле область получила «мусорный коллапс» и новую свалку в Полетаево, которая сейчас мало соответствует проекту, на который были получены разрешительные документы и на которую ВС запретил вывоз ТКО.
Однако постепенно на первый план выходят финансовые проблемы обращения с отходами в регионе: это касается как выделения денег для незаконного режима ЧС в Челябинске, так и обоснованности стремительно растущих, хоть и не утвержденных еще официально, тарифов для населения.
Главная тема сейчас - именно обоснованность этих тарифов, которые рассчитывает министерство тарифного регулирования области. Однако говорить о нем как о целостной и вполне дееспособной структуре сейчас очень сложно. Управленческий кризис, связанный с увольнением всего юридического отдела министерства (четырех человек вместе с начальником С. Елисеевой), власти стараются не афишировать, но желающих оперативно заместить вакантные должности не нашлось. Руководство области не замечает массового исхода специалистов, зато понять юристов довольно легко: они лучше других сознают меру ответственности за принимаемые там сегодня решения.
Первым громким «звонком» о необоснованности областных тарифов на вывоз мусора было признание УФАС завышенными на треть тарифов по Магнитогорскому кластеру. Для знакомых с ситуацией людей это не стало удивительным. Оставляя пока в стороне прямых интересантов такого повышения и их покровителей в руководстве области, нельзя не заметить, что довольно сложный расчет тарифов для сотен тысяч жителей области (на основе ущербной терсхемы) был поручен в министерстве одной сотруднице в должности простого экономиста с самыми низкими квалификационными требованиями и минимумом ответственности (до последнего времени эта дама, не являющаяся госслужащим, также официально была индивидуальным предпринимателем). Власти области загодя назначили "стрелочника"?
Чьи интересы на самом деле отражает тарифное обоснование на сотни миллионов рублей в рамках «мусорной реформы» в Челябинской области - такой вопрос неизбежно станет предметом разбирательства уже в ближайшее время. Пока же персональное авторство даже публичных документов министерства по тарифам совершенно неясно. На
ранее опубликованной нами таблице, взятой с сайта министерства, нет официальных подписей ни начальника отдела А.Першукова, ни курируюшего заместителя министра И.Малюговой.
Впрочем, едва ли стоит ожидать ясности от отдела министерства, где, кроме начальника и уже известного нам «экономиста - ИП», имеется только один сотрудник. Вспоминается бессмертный образ структуры «Рога и Копыта», крайне далекий от представлений об эффективном государственном управлении и соблюдении требований 79-ФЗ («О государственной гражданской службе»).
Очевидная фиктивность ряда положений терсхемы, часть из которых уже отменена решением Верховного суда, делает неизбежным последующий поток заявлений и исков от жителей области. Обычно новые тарифы рассматриваются комиссией с приглашением представителей прокуратуры: вероятно, им уже сейчас стоит ознакомиться с существом и расчетами утверждаемых документов. Ведь обязательно возникнут серьезные вопросы: куда и на каком основании уходят деньги населения, вынужденного сверх всякой меры оплачивать крайне сомнительную челябинскую «мусорную реформу»? А это уже политика.