Конфликт интересов

Feb 26, 2018 10:03

         В Челябинске разгорается новый громкий скандал, который может окончательно поставить крест на без того эфемерных видах областных властей на проведение в городе саммита ШОС - обязательным условием Москвы является закрытие местной свалки и переориентация вывоза городских отходов на новый полигон, которым чиновники спешно определили совершенно непригодную для этих целей площадку в Полетаево.

Группа жителей и депутатов этого поселка подала в областной суд иск к Минэкологии региона с требованием признать недействующей Территориальную схему обращения с отходами Челябинской области, а региональное отделение общероссийского движения «За реальные дела» (его возглавляет генерал ФСБ в отставке В.Кузенков) направило в правительство и общественные палаты требование «полностью приостановить все мероприятия, связанные с реализацией ранее принятой схемы обращения с отходами» в Челябинской области. Сегодня проблему в спешном порядке обсудит Общественная палата области; одновременно полетаевский полигон ТБО уже продают на «Авито» за 600 млн. рублей.

Рассмотрение иска полетаевцев к Минэкологии начнется в областном суде уже в четверг 1 марта, его авторы ссылаются на то, что территориальная схема обращения с ТБО была принята с целым рядом нарушений закона (в частности, не была опубликована в установленном порядке), а содержащиеся в ней данные во многом недостоверны.
           К тому же,  из Территориальной схемы следует, что объем отходов, подлежащих размещению на полигоне ТБО в Полетаево в несколько раз превышает объем вместимости этого полигона, что противоречит законодательству об охране окружающей среды. Истцы указывают, что Территориальная схема разработана и принята без учета заключения государственной экологической экспертизы проектной документации полигонов ТБО,  в нарушение  ст. 4 ФЗ от 10 января 2002 года №7-ФЗ "Об охране окружающей  среды", в нарушение ст. 3 ФЗ № 7-ФЗ от 10 января 2002 года "Об охране окружающей среды", а также в нарушение ст. 12 ФЗ от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

Сейчас в суде оспаривается также конкурсный отбор регионального оператора по Челябинскому кластеру, эта процедура судом приостановлена (на сайте суда есть соответствующее определение), однако Минэкологии, кажется, не планирует исполнять определение суда о приостановке незаконного конкурса и соответствующее решение приставов - торги имеют статус объявленных, хотя, в случае проведения, их итоги будут немедленно отменены.

Полетаевцы направили в адрес Нижне-Обского Бассейного водного управления запрос о расположении земельных участков полигона ТБО в поселке Полетаево и получили ответ, что данные земельные участки (под полигоном ТБО) «расположены на водораздельной линии бассейна реки Биргильда, то есть на водосборной площади реки Миасс».
          В случае несоблюдения требований природоохранного законодательства РФ на полигоне ТБО, существует вероятность попадания загрязняющих веществ, образованных в результате полигона ТБО с ее территории, как в поверхностные водоемы, так и подземные через диффузный сток. При развитии неблагоприятных ситуаций, особенно в паводковый период, загрязняющие вещества могут трансформироваться в виде диффузного стока с  водосборной  площади в поверхностные водотоки как в реку Биргильда, так и на прямую  в реку Миасс. Время добегания загрязняющих веществ до водозаборов, соответственно, составит для водозабора Полетаево - 2,5 часа, для Сосновского водозабора - 6,5 часов.

Отдел водных ресурсов считает, что, несмотря на то, что размещение полигона ТБО в указанном месте в целом соответствует требованиям законодательства, создается угроза безопасности водоснабжения при эксплуатации, указанных выше водозаборов. Учитывая тот факт, что субъектом РФ не решен вопрос о втором резервном источнике водоснабжения для миллионного города, расположение полигона ТБО (даже при выполнении природоохранного законодательства) может повлечь за собой экологическую катастрофу, которая оставит без питьевой воды более 1, 5 млн. человек".

Движение «За реальные дела» также требует немедленной приостановки проекта расширения Полетаевского полигона ТКО как «создающего высокие и неисследованные риски загрязнения и ЧС для единственного питьевого источника с угрозой для безопасности населения всей Челябинской агломерации. По уже имеющимся документам этот полигон расположенный на водосборной территории Шершневского водохранилища в 2,7 км от уреза воды не может быть местом для размещения ТКО, прежде вывозимых на Челябинскую свалку».
          В обращении за подписью руководителя челябинского исполкома движения В.Гаврилова, предлагается целый ряд мер, которые помогут «избежать многократного роста тарифов и излишней экономической нагрузки на население и в итоге снять социальную напряженность»; ускорить решение экологических проблем; ускорить формирование новой высокоэффективной отрасли переработки мусора и новых  рабочих мест, повысить капитализацию каждой территории и существенно повысить общую социальную иинвестиционную привлекательность территорий.

Интересно, что сразу после придания широкой огласке недостатков и противоречий федеральному законодательству Территориальной схемы (в том числе - на заседании рабочей группы Общественной палаты города Челябинска, которое прошло на минувшей неделе) новая Территориальная схема появилась на сайте Министерства экологии - это произошло 22 февраля 2018 года (объем документа - более 3000 страниц). Причем она была размещена там после обеда в предпраздничный день, а обсудить ее в Общественной палате области предложено уже в понедельник 26 февраля, в 13.00.

Между тем, принятые 31.12.2017 поправки в ФЗ «Об отходах производства и потребления» закрепили обязанность проведения общественных обсуждений Территориальной схемы обращения с отходами; порядок их проведения еще не принят Правительством, хотя уже разработан. В проекте Постановления Правительства закреплены новые требования к содержанию Территориальной схемы, в том числе главное - расчет прогнозного роста тарифа на обращения с отходами; также должен появиться экономический анализ капитальных вложений в строительство и реконструкцию  объектов по обращению с отходами. Сейчас тарифы на вывоз мусора для населения в регионе уже быстро растут, что никак экономически не обосновано. В Магнитогорске тариф вырос втрое, а в Сосновском районе - вдвое: при том, что содержание и качество услуги для населения вовсе не изменилось.

Интересно, в новом проекте Территориальной схемы Министерство экологии учло эти законодательные новации или она будет спешно принята, а потом все опять уйдет в суды?

Создается впечатление, что областные власти очень торопятся утвердить крайне сомнительную схему обращения с отходами на территории Челябинска и области, которая нарушает права жителей региона и угрожает взрывным ростом и так весьма масштабных экологических рисков (несмотря на то, что этот документ уже оспаривается в судах). Это нужно, чтобы назначить «своих» регоператоров (это крайне прибыльный бизнес), а также, чтобы рапортовать Москве о решении проблемы челябинской свалки в канун выбора места проведения саммита ШОС.

Это слишком высокая цена, которую требуют от жителей Челябинска за корысть и амбиции местных чиновников. Кому-то нужен орден в петлицу перед отъездом в более благополучные места (бывший министр экологии области Гладкова уже счастлива в Калининграде), для прочего же населения важнее, чтобы к челябинскому смогу не добавился мусорный коллапс, окончательно превратив город в тотальную помойку с помпезным прожектом «космического» конгресс - холла: этот «конфликт интересов» очень понятен.  
         

саммит ШОС, Челябинск, свалка, экология

Previous post Next post
Up