Многочисленный субботний
митинг в Коркино, поддержавший проект рекультивации местного угольного разреза, стал событием по-своему уникальным: пожалуй, впервые люди собрались на площади провинциального города, чтобы митинговать за развитие своей территории, а не против ухудшения своего положения. Что, как выясняется, по сути, одно и то же, но такой оборот вселяет гораздо больше оптимизма.
Это психологически очень понятно. Людям надоело быть постоянно и безысходно против, им надоели пустые обещания, они хотят увидеть, наконец, какую-то реальную перспективу улучшения своей повседневной жизни - особенно это касается сложных, депрессивных территорий. В Коркино говорили именно об этом - проект РМК по рекультивации Коркинского разреза в связке со строительством Томинского ГОКа решает серьезнейшую экологическую проблему Челябинска, Коркино и близлежащих районов, а для самого Коркино, некогда крупного шахтерского центра, решает также хронические социально-экономические проблемы, прежде всего - с занятостью, инвестициями в производственную и социальную сферы (которые уже идут - согласован
проект современного спорткомплекса, который РМК построит здесь менее чем за год).
Политически митинг в Коркино значит не меньше. Он знаменует крах претензий развалившегося изнутри «СТОП-ГОКа» на роль единственного «представителя народа» в сфере экологии и окончательно изолирует от большинства жителей лидеров этой организации, которые не решились прийти на митинг в Коркино, а еще раньше покинули площадку Общественной палаты, где открыто и достаточно компетентно обсуждается тема строительства Томинского ГОКа. При том, что все остальные экологические организации, эксперты и представители власти
заявили о поддержке этого формата и о своих намерениях продолжить участие в нем.
Мнение тысяч коркинцев и челябинцев, которые сейчас подписывают принятую на митинге петицию президенту В.Путину в поддержку проекта РМК по рекультивации Коркинского разреза, не мене важно, чем мнение людей, подписавших обращение о запрещении строительства комбината. Еще важнее, что коркинцы мотивируют свою просьбу интересами развития, а не противостоянием ему; они протестуют, в том числе, против слепого протеста.
«Вместе с решением экологических проблем проект обещает новые рабочие места и перспективы развития району. Но «общественные активисты» выступают против строительства предприятия, тем самым лишая десятки тысяч жителей Южного Урала единственного реального шанса избавиться от удушливого смога, который ежедневно отравляет тысячи детей и взрослых», - говорится в петиции.
Право на законный протест - очень важное право граждан в любом цивилизованном обществе. Но это право не могут монополизировать самопровозглашенные «лидеры», которые боятся открытой дискуссии и для которых «оставить все как есть» (то есть когда все очень плохо) политически выгоднее, чем ответственно и компетентно контролировать сложные процессы развития.
Показательно, что среди активистов «СТОП-ГОКа» нет ни одного избранного в депутатские собрания (даже Томино и Коркино, где организация наиболее известна), а среди действующих депутатов - ни одного их сторонника. На деле эти люди не представляют никого, кроме самих себя, своих комплексов и амбиций. В этом плане казус «стопгоковца» Асатуллина, сидящего сейчас в СИЗО за полухулиганскую, полутеррористическую выходку на территории ГОКа, весьма показателен. Как показательны и ежедневные метания этих людей от лидера оппозиции Навального к губернатору Дубровскому и обратно при постоянных апелляциях к президенту, который якобы им что-то должен.
Массовый митинг против деградации территорий Челябинской области внятно говорит о том, что энергия протеста может служить эффективным рычагом перемен к лучшему, а не только инструментом нагнетания истерии и накачивания сомнительной популярности радикалов, решивших примерить на себя роль «народных вождей». Таких было немало в нашей истории, они не оставили по себе доброй памяти.