Скандал с высказываниями вице-губернатора Р.Гаттарова в адрес федерального правительства на заседании регионального Союза промышленников и предпринимателей (СПП) развивается смешнее, чем можно было ожидать: агентство Znak, опубликовавшее в пятницу вечером репортаж с этого мероприятия, в субботу днем удалило из материала
одно слово, которое, видимо, сильнее всего напугало областных чиновников (информирую об этом лишь потому, что ссылался в своей реплике на этот текст). Бог ведает, что там происходило в субботу между вице-губернатором и агентством, это не наше дело; гораздо важнее суть проблемы, вызвавшей такие страсти - ситуация сама по себе дает Москве куда больше оснований для нелицеприятных вопросов к региональным чиновникам, нежели отдельное обидное слово, которое то ли было, то ли его не было.
Напомню кратко, что конфликт с крупнейшими предпринимателями региона разгорелся вокруг льготы по налогу на движимое имущество для предприятий, которая еще действует, но планируется к отмене с 2018 года. Это грозит серьезными потерями региональному бизнесу, причем именно тому, который активно инвестирует в обновление и развитие производства. Важно, что решение об отмене или сохранении льготы отдано Москвой на усмотрение региональных властей - в Челябинске чиновники сразу заявили о том, что льготу отменят. Это, разумеется, сильнейший удар по инвестициям, дело с которыми в регионе и так
обстоит плохо, а 35% компаний в области - убыточны. Члены СПП возмутились позицией чиновников и потребовали объяснений, при этом некоторые из крупных промышленников заявили, что будут выводить свой бизнес из области.
Вице-губернатор Гаттаров, присутствовавший на заседании, ответил в том смысле, что все это - политика федерального правительства, губернатор поддерживает ее потому что «так принято». «Мы-то точно на вашей стороне. Но представляем правительство, мы здесь заложники» -
сказал Гаттаров.
В чем критически ущербна позиция областных чиновников?
Вовсе не в том, что такое высказывание неполиткорректно (хотя и об этом подумать не мешало). Предпринимателей вывело из себя то, что областные власти (губернатор Дубровский и его зам Гаттаров - прежде всего), на словах ратуя за поддержку предпринимателей и оживление инвестиций, даже не попытались всерьез изучить проблему и отстоять интересы местного бизнеса, который развивает производство, обеспечивает рабочие места и зарплаты, формирует, в конечном счете, бюджет области.
В ходе заседания СПП выяснилось, что у областного правительства нет расчетов: сколько именно потеряет и сколько приобретет регион в случае сохранения льготы или ее отмены. Гаттаров предложил сделать их члену СПП, предпринимателю Овакимяну и позже «обсудить на рабочей группе»: при этом все знают, что решение нужно было принимать «вчера», в октябре будет поздно о чем-то говорить (да и сейчас уже поздно - никто не станет переверстывать бюджет - 2018). Как же это решение готовилось для губернатора?
По идее, со всеми расчетами и обоснованиями чиновникам давно нужно было ехать в Москву и отстаивать, мотивировать свою позицию о сохранении льготы - это их работа; тем более, что на этот счет есть прямое поручение президента В.Путина, заявившего недавно о недопустимости роста налоговой нагрузки на бизнес, особенно - инвестиционный, и приказавшего правительству проработать этот вопрос (это поручение есть в областном правительстве).
Больше того, в федеральном правительстве вовсе не безумцы сидят: на днях глава Минэкономразвития Орешкин заявил о планах отменить не льготу по налогу на движимое имущество, а сам налог как таковой - причем с 1 января 2018 года (газета «Ведомости»
подробно писала об этом 25 августа). Вице-губернатор Гаттаров не знает этого?
У областных чиновников были, что называется, все карты на руках для того, чтобы обосновать и мотивировать сохранение льготы перед федеральным правительством (хотя, повторимся, решение по этому вопросу принимается в Челябинске, а не в Москве): есть потребность наращивать (а не добивать) инвестиции в область, есть позиция крупнейшего регионального объединения предпринимателей, есть позиция федерального Минэкономразвития, есть прямое поручение президента, наконец.
Что им еще было нужно, чтобы просто сделать свое дело?
Но они «умыли руки», «переведя стрелки» на Москву - точнее, неуклюже попытавшись это сделать.
Ссылки на то, что Центр якобы обрежет финансирование региона на сумму льготы, ничем не обоснованы: ни одного подобного документа или указания федерального правительства не существует. Также разговоры о том, что, якобы, нужно придумать, как увязать льготу с «заботой об экологии» той или иной компании - выдумки для оправдания собственной бездеятельности: как вы эту «заботу об экологии» подсчитаете, если даже уровень выбросов толком измерить не можете? При этом есть данные о том, что все расчеты по персональной льготе для ММК уже направлены в правительство области. Нет сомнений, что эта компания льготу сохранит, она ведь губернатору не чужая. Остальные перебьются.
Областные чиновники, видимо, решили по привычке заменить реальные дела лукавым пиаром: челябинским предпринимателям сказать, что во всем виновата Москва (у которой они в «заложниках»), а Москве показать, что не поступятся бюджетными доходами ради каких-то там коммерсантов (хотя бюджет гораздо больше недополучит из-за падения инвестиций, сокращения прибыли и объемов производства; в целях же экономии бюджетных средств лучше бы сами чиновники перестали летать бизнес-классом по два раза в неделю в Москву и прекратили бессмысленные зарубежные вояжи многочисленных делегаций).
Получилось же как всегда. Бизнес увидел, что областной власти наплевать на его нужды, а Москва еще раз убедилась в профнепригодности челябинских чиновников. Проблема именно в отношении к делу, а не в обидном слове: лишняя эмоция простительна даже на высоком посту, глупость и некомпетентность нетерпимы в любом, самом малом деле, где требуется результат, а не болтовня.