«Дорога жизни» или «магистраль мечты»?

Jun 27, 2017 11:45

        Нет худа без добра - пока «Уфалейникель» хоть как-то работал (впрочем, то, что градообразующее предприятие - не жилец, было понято давно), проблемами этого моногорода никто толком не занимался. Теперь, когда фактическое закрытие завода обрушило рынок труда Верхнего Уфалея, внимание общественности и властей привлек, наконец, тот очевидный факт, что город расположен рядом с административной границей со Свердловской областью, а до Екатеринбурга от него куда ближе, чем до Челябинска (100 и 178 км соответственно).

Это дает возможность «пристегнуть» умирающий моногород к более динамично развивающимся соседям, у которых структура экономии и трудовых ресурсов аналогична южноуральской, оживив экономику территории и обеспечив работой тысячи уфалейцев. Есть лишь одна загвоздка - примерно 20 км автодороги, связывающей Уфалей со Свердловской областью, находятся в непроезжем состоянии.

Если ее восстановить, то жители проблемного города могли бы найти работу в городах соседнего региона, а сам Уфалей - получить новые инвестиции. Такую меру предложили на прошедшем на днях в Сатке форуме «Моногорода: инструментарий позитивных трансформаций» (характерно, что эту идею высказали отнюдь не местные чиновники, традиционно ориентирующиеся на челябинское начальство, а зампред Внешэкономбанка, руководитель программы «Комплексное развитие моногородов» Ирина Макиева).

Заметим, что эта абсолютно правильная идея об интеграции депрессивных старопромышленных территорий севера области в зону Большого Екатеринбурга, выдвигалась еще год назад, когда в Уфалее проходило выездное заседание рабочих групп Общественной палаты области и Экспертного совета при правительстве региона; говорили о ней бывший глава Верхнего Уфалея Юрий Абдурахимов и экономист Сергей Гордеев. Однако тогда на нее никто в правительстве области не обратил внимания и целый год был упущен - есть риск, что то же самое произойдет и сейчас.

Между тем, восстановление  этого участка дороги может стать гораздо более важным для жизни и развития проблемных территорий делом, чем упорно продвигаемый региональными властями утопический проект ВСМ «Челябинск-Екатеринбург», затраты на который совершенно несопоставимы с реальными выгодами для населения области.

К тому же мешают традиционные управленческие проблемы - в области просто некому заниматься такими сугубо конкретными проектами, так как в местном правительстве по-прежнему отсутствует дееспособное ведомство, занимающееся территориальным развитием (о необходимости такой структуры мы не раз здесь говорили), а руководство экономическим блоком правительства склонно поддерживать только громкие пиар-проекты, заметные (как представляется чиновникам) из Москвы. Здесь же речь идет не об очередном «рецепте счастья», а о новом, комплексном и научно проработанном видении развития территорий области, чего региону категорически не хватает.

Дорога от Верхнего Уфалея до Свердловской области может стать (уже в ходе своего сооружения) настоящей «дорогой жизни» для гибнущего моно-города и всей округи, однако для осуществления этого проекта нужно отказаться от бесплодных мечтаний в пользу достоверности и реализма, что очень мало характерно для областных чиновников.

дорога, Свердловская область, Верхний Уфалей

Previous post Next post
Up