Изучим опыт принца Энрике

Aug 05, 2015 10:31

         В научном (ВАКовском) журнале «Социум и власть» вышла наша совместная с С.Гордеевым, С.Зыряновым и О.Ивановым работа «Риски и приоритеты управления регионом в условиях экономической депрессии и роста инфляции». Читать сложно и скучновато (особенно с учетом того, что из-за специфики сайта ЧФ РАНХ и ГС до нее еще нужно долистаться)), но тем пятерым, которые прочтут, будет над чем поразмышлять.

В этом же номере обратил внимание на очень интересную статью вице-губернатора И.Сеничева, написанную совместно с Е.Дегтяревым «Пиринейские и российские экспансионистские системы: некоторые исторические параллели». Впервые за довольно долгую уже жизнь в региональной политике сталкиваюсь с тем, что заместитель губернатора пытается осмыслить происходящее посредством исторических и социофилософских изысканий и неочевидных аналогий (сквозь призму деятельности принца Энрике, более известного как Генрих Мореплаватель, Вашко да Гамы и Карла Первого) - и находит в  них основания для самых актуальных для современной отечественной политики выводов. Позволю себе пару цитат:

«Парадоксальность российской и советской экспансионистских систем состоит в том, что посредством их эксплуатируется собственный народ, а как следствие этого - возникают «извращенные», паразитарные формы эксплуатации одной части социума другой. К подобным «извращенным» формам можно отнести эксплуатацию столицей собственных провинций; эксплуатацию городом деревни; эксплуатацию сателлитами (типа СЭВ и «дружественных» СССР стран третьего мира) и «колониальными окраинами» (типа советских республик Прибалтики, Украины, Средней Азии) метрополии; эксплуатацию «слугами народа» собственного народа. «Паразитарность» подобной эксплуатации состоит в том, что одни части социума живут за счет других его частей»

И далее: «Как показал мировой опыт XX - начала XXI веков, богатой и успешной страна может быть, как, впрочем, и наоборот, независимо от местоположения, размеров, климата, природных богатств, вероисповедания граждан, их менталитета и проч. Достаточно вспомнить опыт Швейцарии, Дании, Люксембурга, Арабских Эмиратов, Саудовской Аравии, Тайваня, Южной Кореи, Японии, Китая и т.д. Успешность и богатство страны определяются способностью её правящей элиты к созданию эффективной экспансионистской системы через определение «правильной» цели (включая приложение сил) и умение активизировать «энергийность» собственного народа, создавая условия для роста его этнического потенциала. «Настройка работоспособности» системы экспансии (либо, в случае необходимости, замена её на новую систему) - важнейшая задача правящей элиты соответствующего социального образования. Успешная экспансионистская система характеризуется постоянным «ростом», наступательным характером и эффективностью (подсоединением к чужим ресурсам), прямой, любо косвенной эксплуатацией «чужих», а не собственного народа».
      http://siv74.ru/images/3_2015.pdf

В статье есть с чем поспорить (сам в свое время интересовался португальской морской экспансией с испанским продолжением, и даже специально смотрел кое-какие материалы в Лиссабоне и в Главном Индийском архиве в Севилье), но глубина и масштаб неожиданных параллелей и аналогий в любом случае впечатляют. Это, кстати, со средних веков известный и весьма продуктивный научный метод. Вице-губернатор, всерьез интересующийся такими вопросами - это круто.

P. S. Кстати, Лиссабон - замечательный город (а небогатая Португалия так и осталась для нас непокоренным ориентиром по ВВП на душу населения - правда, мы об этом успешно забыли и штурмуем теперь новые высоты)). Единственный его очевидный недостаток - в нем нет ничего общего с Магниткой и Челябинском. И знаете, живут же как-то с этим люди, мужественные потомки первооткрывателей!






Иван Сеничев, "Социум и власть"

Previous post Next post
Up