Бесполезные ископаемые

Jul 17, 2014 07:52

           И.о. губернатора Челябинской области Борис Дубровский на совещании в региональном Минпроме на минувшей неделе обозначил в качестве одного из важнейших направлений развития региона, которое следует особо "опекать" министерству повышение эффективности использования природных ресурсов, иначе говоря - активизацию добычи полезных ископаемых на территории региона. Тут, на самом деле, не все так просто и власти следует обратить внимание прежде всего на самое себя. Вчера в газете "Метро- 74"  у меня вышла довольно большая статья по этому поводу, фрагмент из которой предлагаю своим читателям.

"...Добыча полезных ископаемых действительно может стать «точкой роста» экономики региона по объективным причинам: они здесь есть, разные и много. Но вот переоценивать вклад добывающих отраслей в ВРП пока что не следует. Для сравнения: за пять месяцев этого года обрабатывающие отрасли промышленности области, включая металлургию, произвели продукции на 362 млрд. 231 млн. рублей, а добывающие - на 11 млрд. 882.

Почему добывающая промышленность «тормозит» - отдельный интересный вопрос. И это вопрос к самой власти.
          Мало постоянно горделиво констатировать (как это делает глава Минэконмразвития области Е.Мурзина), что Челябинская область богата полезными ископаемыми. Само по себе это еще никакое не преимущество. Нужно сделать так, чтобы добыча их стала здесь по-настоящему выгодна для инвестора, который может прийти как из соседней области, так и из-за рубежа - именно потому, что это выгодно, прибыльно.

Однако у нас добывать ископаемые сплошь и рядом себе дороже. С выдачей лицензий на добычу в областном правительстве постоянная чехарда: чиновники то выдают их (близким компаниям, конечно), то отбирают и перераспределяют заново после очередной смены губернатора, или курирующего отрасль вице-губернатора или даже главы минпрома.

Здесь процветают произвол и коррупция, делающие невозможной долговременную осмысленную стратегию для инвестора, вкладывающегося в отрасль. А те, кто все же вкладываются, «задирают» себестоимость производства, включая в нее и коррупционную ренту и политические риски. Высокая себестоимость, в  свою очередь, делает добычу ископаемых в регионе как минимум малорентабельной. Ее ведут либо очень крупные, вертикально интегрированные холдинги, либо добытчики - разбойники, которым лицензия вообще не нужна. (Например, вице-президент свердловской Группы «РМК», работающей в Карабаше и других районах области, Ю. Король говорит, что себестоимость тонны чистовой меди на его предприятиях - 4,5 тыс. долларов, тогда как в мире в среднем она составляет около 2 тысяч (при этом рыночные цены доходят до 6 тысяч).

Сегодня множество фирм ведут в регионе добычу полезных ископаемых вообще без лицензий, либо с грубыми нарушениями лицензионных соглашений. За 2013 год минпромом проведены 43 плановые проверки соблюдения недропользователями условий лицензионных соглашений и 3 внеплановые. "Итоги проверок показали, что 80% организаций допускают нарушения законодательства о недропользовании, - сказал министр Бобраков. - За минувший год Минпромом было направлено 510 уведомлений о нарушении условий лицензионного соглашения, деятельность была приостановлена по 137 лицензиям, досрочно прекращена 91 лицензия".

"Нелегальная добыча полезных ископаемых - это потеря наших доходов, потеря поступлений средств в бюджет. Это же очевидно! Я только знакомлюсь с территориями, и уже увидел несколько сомнительных раскопок. Если поездить по области, мы увидим столько хищнических разработок! Обратите на это внимание" - сетовал Борис Дубровский на встрече с руководителями муниципалитетов.

Однако дело не только в «черных добытчиках" или нерадивых руководителях муниципалитетов (хотя стоило бы уточнить, куда именно направил, к примеру, «золотой дождь» налогов от Михеевского ГОКа глава Варненского района?)
         Дело в практике работы самой областной власти. Вспомним, за что отбывает крупный срок бывший заместитель губернатора Сумина Виктор Тимашов? Именно за махинации при выдаче лицензий и вымогательство взяток у руководителей добывающих предприятий. Мало кто помнит, но серьезные проблемы на этой почве были и у Виталия Караганова из правительства губернатора Соловьева в середине 90-х - однако дело было «замято» и чиновник уехал в Москву.

Сегодня вряд ли кто в областном правительстве расскажет о судьбе, например, «Южно-Уральской горнорудной компании», создававшейся при активном участии властей (за областью был закреплен контрольный пакет акций) или о результатах широко разрекламированной областной целевой программы «Развитие цветной металлурги в Челябинской области». Там тоже были продекларированы благие цели, но в итоге имущество и акции ГОКов «рассосались» по частным фирмам, деньги ушли в песок, а программные документы благополучно забыты.

Когда Петра Сумина у власти в регионе сменил М.Юревич, он, по некоторым данным, велел отозвать у прежних пользователей более 70 лицензий на добычу полезных ископаемых и перераспределить их в пользу близких уже новым властям фирм. Не пойдет ли ровно такой же процесс сейчас - и тоже под флагом «восстановления законности и повышения эффективности»?

В таких условиях ждать, что добыча полезных ископаемых станет «точкой роста» экономики Челябинской области, бессмысленно. «Точкой роста» сначала должна стать сама власть, проведя полную ревизию отрасли, объявив ее правдивые результаты и открыто сформулировав новые, одинаковые для всех, прозрачные «правила игры».

Пока что именно это было «камнем преткновения» на пути динамичного развития добывающей отрасли Челябинской области..."

Борис Дубровский, Елена Мурзина, экономика Челябинской области

Previous post Next post
Up