Венчур смурзили

Apr 16, 2014 12:08

          В областном правительстве назревает новый скандал. Выясняется, что областной Венчурный фонд, в который область вложила 240 миллионов бюджетных рублей, все это время исправно кормил московских банкиров, но не дал ни одного успешного проекта Челябинской области. Деньги были использованы совершенно неэффективно, а в следующем году фонд должен прекратить свое существование. Вернуть деньги в бюджет области вряд ли удастся.

Венчурные фонды во всем мире создаются для поддержки на начальном этапе рискованных, но многообещающих коммерческих проектов среднего и малого бизнеса - прежде всего в сфере инновационных медицинских и IT- технологий. Именно поэтому формируются они, как правило, на деньги частных инвесторов. У нас решили по-своему: денег в бюджете много, поэтому 240 миллионов рублей для создания фонда в 2008 году взяли из областной казны - с тем, чтобы столько же добавил частный инвестор. Учредителем фонда от области стало Минэкономразвития.

В октябре 2009-го такой инвестор у челябинского Венчурного фонда появился - им стал почему-то (это отдельная интересная история и здесь есть вопросы к председателю Попечительского совета Венчурного фонда, министру Минэкономразвития области Е.Мурзиной) малоизвестный московский банк «Пересвет». Именно на его счета ушли все денежные средства фонда (потом структура была преобразована в «Закрытый Паевой инвестиционный фонд Венчурных инвестиций» - ЗПИФ ВИ, а управляет его деятельностью ЗАО «УК Сбережения и инвестиции» - "Сберинвест", прочно связанное с банком «Пересвет»). Именно в этом банке бюджетные деньги лежат на льготных (для банка) условиях, что является, по существу, упущенной выгодой, ибо бюджет мог заработать за эти годы десятки миллионов рублей, просто разместив эти деньги в надежных региональных банках по рыночным ставкам.

Именно в «Пересвете» обязаны открывать счета все компании, создаваемые на средства фонда. Именно банк как пайщик фонда, а также УК «Сберинвест» все прошедшие годы исправно получали немалый доход из процентов по деньгам областного бюджета (не менее 10 миллионов рублей в год только «Сберинвест»), «управляя» его деньгами, лежащими на счетах этого банка.

То есть сотни миллионов рублей бюджета Челябинской области работали и продолжают работать на прибыль столичного банка. Свою долю (еще 240 миллионов) «Пересвет», разумеется также положил на собственный счет, переложив, таким образом, деньги из одного кармана в другой и получая на них доход как пайщик ЗПИФ ВИ.

А что же собственно венчурные инновационные проекты, которые должны были быть созданы на деньги фонда и ради которых все вроде бы затевалось?

Для краткости скажем здесь, что за все эти годы было профинансированно лишь четыре проекта, из которых относительно успешным можно было бы с натяжкой признать один. Однако и этого сделать нельзя, так как инициаторы проекта не в состоянии выкупить свои доли у ЗПИФ ВИ (как положено по договору) и вернуть с прибылью вложенные фондом деньги.

Ситуация с бюджетными деньгами, канувшими в  областном Венчурном фонде столь критична, что даже бывший губернатор области М.Юревич в конце прошлого года возмутился и дал было указание провести там проверку, вернув деньги в бюджет.

Но вскоре он ушел в отставку и дело теперь заморожено. Суть проблемы в том, что областной Венчурный фонд прекращает свое существование с 2015 года - именно тогда следует подвести окончательные итоги его работы, разделить деньги в соответствии с числом паев у пайщиков и рассчитаться с бюджетом области.

Однако пайщики вправе проголосовать за продление жизни и деятельности фонда. Сейчас, после проведенной в 2013 году операции по переоценке стоимости паев, большинство их сосредоточено у банка «Пересвет» и аффилированной с ним УК «Сберинвест», которые вовсе не заинтересованы в прекращении столь выгодной для них «деятельности» фонда. Поэтому вернуть в бюджет хотя бы внесенные в 2009 году 240 миллионов рублей (не говоря уже о прибыли или хотя бы компенсации инфляционных потерь) областным властям будет совсем не просто.

История Венчурного фонда, в котором под шумок об «инвестициях и инновациях» ушли из областной казны сотни миллионов  рублей - не единственный скандал, связанный с деятельностью Минэкономразвития области и его министра Е.Мурзиной.

На днях в интернете появился Отчет № 15-08/54 аудитора Контрольно-счётной палаты Челябинской области М.С.Румянцева о результатах контрольного мероприятия «Проверка использования бюджетных средств на выполнение областных целевых программ развития малого и среднего предпринимательства, инновационной деятельности в Челябинской области». Из этого документа следует, что проверкой были выявлены «систематические нарушения бюджетного законодательства Министерством экономического развития Челябинской области».

Так, Минэкономразвития области не может подтвердить достижение целевых показателей по областным целевым программам поддержки малого и среднего предпринимательства. При этом общая  сумма расходов бюджета за 2011-2013 годы - более 802 миллионов рублей.

В документе подчеркивается, что проверить правильность определения фактических показателей и индикаторов, достоверно оценить эффективность использования бюджетных средств не представляется возможным в связи со значительным расхождением данных, предоставляемых УФНС, Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области и МО Челябинской области.
            За 2012 год показатели не подтверждены соответствующими документами. Нет никаких правовых оснований утверждать, что они вообще достигнуты.
             И так далее.

Примечательно, что объясняя провал проектов Венчурного фонда, областные чиновники приводят один "железобетонный" аргумент: венчур - это всегда риск, есть мировая статистика.
                Ну так и рискуйте своими деньгами (как во всем мире) - или деньгами любимых банков. Они - то, в отличие от бюджетных, ничуть не пострадали, а лишь умножились за годы работы с областным Венчурным фондом.

И.о. губернатора Челябинской области Борис Дубровский справедливо поставил одной из главных задач оптимизацию бюджетных расходов и сокращение 13-миллиардного дефицита областного бюджета.
             Проблема в том, что решать эту задачу ему приходится в условиях откровенного саботажа собственных чиновников, кровно заинтересованных в прямо противоположном.

Борис Дубровский, Елена Мурзина, Венчурный фонд Челябинской области

Previous post Next post
Up