Мемуары еврея-филолога: пасквиль вперемешку с объективными данными о периоде 1922-1938гг

Jul 09, 2021 23:13

Представляю тебе, читатель, мои субъективные впечатления о томе первом (752 страницы, изд-во "Onebook", 2019г.) сочинений Георгия Лесскиса "Политическая история моей жизни".
Первоначальное название этим мемуарам дал сам мемуарист: "Opus magnum", или просто "Опус".
Родился мемуарист 20 декабря 1917г., мемуары писал в 1977-1981 гг.
Первый том заканчивается на описании дня 30 октября 1938 года.

Чтобы было понятно название моей заметки и то, почему я назвал эти мемуары "пасквилем вперемешку с объективными данными",
ниже я размещу главу 7 части 4 мемуаров. На страницах этой главы есть мои комментарии.
В этой главе мемуарист  даёт свою версию причины остановки траурной процессии во время похорон М.Горького и высказывает своё мнение, почему не могло быть заговора против Сталина в год смерти Горького.
В начале этой главы мемуарист даёт свою личную оценку нравственному фундаменту, который заложен в представления о коммунизме. Эта личная оценка идеального коммунизма настолько расходится, например, с эталонной повестью об идеалах коммунизма "Туманность Андромеды" (автор И.Ефремов), что начинаешь сомневаться в адекватности мемуариста. При этом мемуарист - филолог по образованию и должен хорошо знать, чем отличаются предположения от утверждений и идеал от конкретной попытки воплощения.

Несмотря на очевидные ложные высказывания о коммунизме и социализме, неоднократно встречающиеся в тексте первого тома мемуаров, "Opus magnum" содержит ценные наблюдения и воспоминания автора о периоде 1922-1938гг.

Читатель может узнать из этих мемуаров антисталиниста о таких, например, фактах, событиях, гипотезах:
- главное еврейское обвинение Сталину: переход от социализма к национал-социализму и отказ от идеи мировой революции (гл.12 части 4, стр.663);
- далеко не все дети "врагов народа" после 1937 года были ограничены в правах после ареста своих родителей (гл.12 части 4);
- причины основания Московского и Ленинградского ИФЛИ (гл.1 части 4);
- меткие характеристики преподавателей в МИФЛИ и описание процесса обучения в МИФЛИ в 1935-1938гг. (гл.2-6 части 4);
- об искреннем восхвалении Сталина выпускниками школ в 1935 году на общемосковском балу в Доме союзов в честь первого выпуска 10-летки (гл.12 части 3, стр.544-547);
- об отношениях 10-классников с учителями во время поездки на зимних каникулах 1934-1935гг. из Москвы в Ленинград (гл.11 части 3, стр.533-537);
- об отличиях  школьной программы по литературе 1930-х от 1960-х гг. (гл.10 части 3);
- о точке зрения обывателя на изменения в законодательство СССР о браке, внесённые при Сталине (гл.9 части 3);
- о высоком уровне образования и высоких целях первых сталинских школ с 10-летним курсом обучения  (гл.3 части 3);
- о марксистском "богословии" и отличии учителя от попугая (гл.2 части 3);
- о том, какие перспективы в 1931-1932гг. попасть в вуз были для выпускника советской школы-семилетки (гл.27 части 2);
- какие были майоры милиции в 1934 году и можно ли было с ними вести антисоветские разговоры (гл.19 части 2, стр.373-376 и стр.39);
- как мемуарист от восхищения социализмом в 12-14 лет дорос до отрицания социализма (гл.15 части2, стр.346-351);
- как подрабатывали сокращённые с работы в 1928-1930гг. (гл.12 части 2);
- об отсутствии преподавания истории в семилетней школе в 1926-1928гг., и почему в семилетке ученический комитет командовал учителями (гл.3 части 2);
- и т.д.

А теперь обещанная глава 7 части 4-й мемуаров:

















неочевидное, СССР, Сталин, социализм, образование, факты, мемуары, субъективное

Previous post Next post
Up