1928 год. Выводы по Украине (предварительные).

Nov 07, 2019 11:56

Продолжим разбор утверждений мадам Л.Гриневич и Марка Таугера о голоде в 1928г. на большевистской Украине.

О том, что урожай 1928г. на Украине был ниже обычного, но нисколько не предопределял появление голода, я показал уже в предыдущей заметке: https://podnimite-veki.livejournal.com/32973.html .
В частности, абсолютный сбор всех зерновых, приходящийся на одного жителя УССР в 1928г., составлял не менее 24,95 пуда на 1 жителя.

Продолжим с этого места.

Итак, что мы знаем об Украине?

С 30 апреля 1925 года на Украине проводится жёсткая политика украинизации: обязательного перехода в государственных торгово-промышленных предприятиях и учреждениях на украинское делопроизводство и  проверку соблюдения этого требования с помощью рабоче-крестьянской инспекции.
          6 августа 1925г. на комиссии Политбюро ЦК компартии Украины поручено выявить на территории Восточной Галиции все способные кадры и привлечь их для работы в Украинской ССР. В 1926-1927гг. в УССР вернулось несколько десятков тысяч выходцев из Западной Украины.
          В 1926г. 54% госслужащих на Украине были украинцами (не русскими, не евреями, не немцами), в том числе:
среди работников суда, прокуратуры, адвокатуры украинцев - 43,6%;
среди технических специалистов - 47,6 %;
в руководящем составе сельского хозяйства - 62,3 %;
среди работников культуры и просвещения - 69,2 %.
            Национальная принадлежность (знание языка и происхождение) становится на Украине одним из условий успешной карьеры. Украинская местная бюрократия монополизирует право на формирование низшего и среднего звена управления на Украине.
            06 июля 1927г. выходит постановление ВУЦИК и СНК Украинской ССР, требующее увольнять без предупреждения и выходного пособия сотрудников, не выучивших в установленные сроки украинский язык или настроенных против украинизации государственного аппарата.
            В 1928г. в № 3 журнал «Большевик Украины» публикует статью украинского экономиста Волобуева, считавшего несправедливым распределение союзного бюджета СССР и желавшего, чтобы прибыль от украинской экономики направлялась исключительно на развитие УССР. По существу, это был призыв к экономическому сепаратизму.
В этом же 1928г., в январе, во время пребывания на Украине, В.Молотов лично убедился в самоуправстве украинских руководителей, о чём сделал подробный доклад  для ЦК.
Больше обо всём этом можно узнать, прочитав небольшую книжку историка Елены Борисёнок «Феномен советской украинизации» (М., изд.2006г), написанную на основе архивных документов.

Итого: к началу 1928 года украинцы чувствуют себя почти баловнями судьбы.
НЭП, достаточно свободы, прекрасные урожаи двух последних лет, так и прёт национальная гордость за успехи.
Почему бы не покачать права в союзном государстве?
Почему бы не показать, кто на Украине хозяин?

И вот наступает Момент Истины: конец лета 1928 года.
Урожая не будет.
Тут-то и вылезет настоящая украинская сущность.

Где украинские нэпманы, которые - как невидимая рука рынка - должны были обеспечить завоз недостающего продовольствия на Украину?
        Где украинизаторы, занявшие не меньше половины мест в государственном аппарате, которые должны были наладить снабжение населения продуктами и пустить в ход заранее накопленные резервы?
        Где вся эта хвалёная украинскость?
        А нет её, оказывается.

Нэпманы по-быстрому в два раза поднимают цены на хлеб и организуют скупку по дешёвке мяса, чтобы гнать его заграницу, на экспорт.
         Украинизаторы из числа руководителей УССР требуют (надо же!) от союзного бюджета помощи вместо того, чтобы местными силами решать свою проблему.
         Мадам Гриневич и Марк Таугер до сих пор возмущаются тем, что союзный бюджет выделил не всю запрошенную помощь, а урезал её и заставил тщательно подойти к составлению хлебофуражного баланса на 1928/29 год.
         Как же, как же! Хохлам отказали в халяве.
         Разве с хохляцкими нэпманами так можно поступать? Пусть бы они гнали бэкон и маслице в Европу, а глупые русские кормили бы остальных украинцев в это время. Чем не логика?
         На хлебофуражные балансы и на украинские экспортные поставки мы с тобой, читатель, глянем чуть позже. А пока надо понять одно: свою проблему украинизаторы решать сами не собирались. Они же только вводить изучение мовы умеют и брехать на ней на весь мир.
Это вывод № 1.
         А вот и картинка, чем недовольны мадам Гриневич и Марк Таугер: мало миллионов выделил Советский Союз Украине. Ой, мало.


Перейдём к Выводу №2.
            В 1928г. средняя урожайность всех зерновых снизилась до 44,7 пуд/дес. (в 1927г. она составляла 57,4 пуда с десятины), это данные самой мадам Гриневич из статьи «Недороди 1928-1929 рр.»
Если вспомнить урожайность на Украине за период 1883-1917гг.( https://podnimite-veki.livejournal.com/31856.html ; моя заметка от 30.09.2019) , то можно заметить, что урожайность 44,7 пуда с десятины отнюдь не была аномальной (критической) для украинского сельского хозяйства.
            Аномалий нет, а украинские хвалёные руководители уже в ужасе: надвигается голод, союзный бюджет должен спасти Украину.
            Простите, но УССР обеспечивала в 1925-1927гг. 22-25% валового сбора зерновых в СССР.
            А что же будет, если по-настоящему упадёт урожайность зерновых на Украине, например, до 20-30 пудов с десятины?
То есть надо что-то менять в консерватории, пардон, в руководстве сельским хозяйством Украины. И никакой НЭП, даже в несложной ситуации, голод не предотвращает и проблем не решает.
            На смену индивидуальному крестьянскому хозяйству на Украине, не способному справиться даже с незначительным падением урожайности и сопутствующим голодом, должно было прийти хозяйство другого типа, с широким использованием тракторов и др.техники, применением минеральных удобрений и более совершенными способами агротехнической обработки почвы.
            Похоже, к этому же выводу пришли в ЦК ВКП(б).

Вывод № 3.
Украинские руководители не могут сами предложить мероприятия для исправления ситуации (для предотвращения голода, который из-за важной роли Украины в зернопоставках может охватить и другие регионы СССР ).
Эти мероприятия придётся вырабатывать именно представителям Центра, руководителям из ЦК ВКП(б).

Вывод № 4.
Если теперь ещё вспомнить разнобой в цифрах посевных площадей на Украине, подсчитанных разными организациями, то можно понять: начинать надо с ревизии и учёта. И кто же этим занимался в СССР?
ОБЭП в ГПУ и ЦКК-РКИ.
            Смешно, но уже в 1929 году украинизаторы сами поняли, что заврались дальше некуда и в статистическом сборнике «Украiна. Статистичний щорiчник на 1929 рiк» переправили цифры по урожаю и по посевным площадям, которые указывали в аналогичном сборнике в предыдущем 1928-м году.

А теперь можно взглянуть  на хлебофуражные балансы и на украинские экспортные поставки.

1. хлебофуражные балансы (картинка моя, нарисована по нескольким источникам)




Из баланса видно, что на продовольствие сельских жителей Украины предназначалось 325,8 млн пуд всех зерновых (из них 230 млн пуд ржи и пшеницы), а на продовольствие городских жителей - 55,43 млн пуд всех зерновых (из них 42,19 млн пуд - ржи и пшеницы).
             Итого: 381,23 млн пуд всех зерновых, из них 272,19 млн пуд - рожь и пшеница.
             При населении Украины 30 млн 363 тыс чел. (на начало 1929 года) , согласно цифрам в лебофуражных балансах, получается по 12,56 пуда всех зерновых на 1 жителя (из них 8,96 пуда ржи и пшеницы).
             Но есть ещё 28.02 млн пудов, выданные на сев (семена) руководством СССР из союзных фондов, и следовательно, расчёт на семена на это количество зерна можно вычесть из  хлебофуражных балансов и использовать хоть на питание, хоть на корм скоту.
             Это ещё почти 1 пуд зерновых на 1 жителя Украины, причём не менее половины этого пуда - рожь и пшеница, так как озимыми сеяли рожь, пшеницу и ячмень.
             Итого 13,56 пуда зерновых на 1 жителя Украины на 1928/29-й год.
Вспоминаем нормы царских чиновников: 13 пудов зерновых на 1 человека в год в пересчёте на рожь - достаточно, чтобы прокормиться населению и не объявлять ситуацию голодоопасной..
И это всё с учётом того, что власть заботится и о сохранности скота, находящегося в собственности жителей, выделяя на корм сельского скота почти столько же зерновых по весу (конечно, это уже овёс, ячмень и т.д.), сколько на продовольствие населению.
            Никто при этом (насколько я понимаю) не запрещал сокращать поголовье стада и часть зерновых из предназначенных на корм скоту выделить населению; это тоже выход, но это решать надо было на местах.

Для особо любознательных я  приготовил ещё 3 таблички хлебоперевозок за 1927/28 и 1928/29 годы(из Украины и в Украину) из журнала ЦСУ СССР «Статистическое обозрение» 1929 № 8, с.82-88:
Ссылка на файл djvu:     https://cloud.mail.ru/public/3pcN/2Qhj3fme6

Опять же: все эти мелкие детальки никак не отменяют принципиальных выводов, сделанных выше.

2. украинские экспортные поставки (опять моя картинка)




Рассчитано в основном по двум источникам:
- «Сельскохозяйственный экспорт СССР» М.-Л., изд. «Сельхозгиз», 1930г., под ред. Б.Е. Гуревича и Н.А.Падейского;
- Волошин И.В. «УКРАЇНСЬКА СІЛЬСЬКОГОСПОДАРСЬКА КООПЕРАЦІЯ «ДОБРОБУТ»: СТВОРЕННЯ ТА ВИРОБНИЧО-ТОРГОВЕЛЬНА ДІЯЛЬНІСТЬ (1924 - 1929 рр.)», дисс., 2019г.
(фрагменты страниц диссертации, содержащие использованную цифровую информацию, я собрал вместе в djvu-файл:  https://cloud.mail.ru/public/5L58/4L1fJLxBd  )

Как видим, в так называемый голодный 1928/29-й год Украина экспортирует за границу:
- 5800 тонн свинины в Италию,
- не менее 2702,7 тонн бэкона,
- 2600 тонн масла,
- 131,04 тонны сыра.
            При этом тон задают кооператоры из «Добробута» и «Вукопспилки».
            НЭП во всей своей красе.
            При потреблении мяса в 1928-м году в среднем по СССР 48 кг на 1 городского жителя в год, только названным количеством экспортированного мяса можно было обеспечить на год 177 тыс чел.
            Масла хватило бы примерно на 500  тыс. человек при обычном потреблении 1928 года.
            А ведь мы не располагаем ни данными за 1928/29 год по остальным 7 украинским фабрикам-производителям бэкона, ни по вывозу коров, свиней, овец в живом виде с территории Украины за границу.

3. И для полноты картины (чтобы понять, а был ли в значительных масштабах голод на Украине в 1928/29 году) нужно бы ещё проверить сохранность поголовья скота к лету 1929 года и знать точные цифры вывоза скота из Украины за границу и в другие регионы СССР.
          Затем сравнить сокращение поголовья стада с аналогичными данными, характерными для других голодных времён (1891-1892гг., 1921г., 1924г.)
          Но это, читатель, - самостоятельно. Ибо моя картинка затерялась.

4. «А напоследок я скажу» (с)
          Название настоящей заметки о выводах не зря включает слово «предварительные».
          Существенно эти принципиальные выводы не поменяются.
          Дальнейшие исторические детали (о которых я планирую рассказать в следующий раз) могут объяснить скорость изменений на Украине и прямолинейность некоторых действий советских управленцев.
          Есть нюанс, о котором почему-то не рассуждают на каждом углу антисоветчики и монархисты, хотя они же и инициировали изучение этих малоизвестных страниц советской истории :) И этот нюанс - в участии польских спецслужб  и русских эмигрантов в судьбе Украины в 1928-1929гг.
          Но об этом - при следующей встрече.
          Если, конечно, планы у меня не изменятся.

экономика, управление, неочевидное, СССР, сельхоз, Сталин, социализм, факты, субъективное

Previous post Next post
Up