О "жестокости" расправ ГПУ с троцкистами в 1930 г., о компетентности экономистов и Х.Г.Раковском

Aug 04, 2019 15:23

Почитал воспоминания дочери соратника Л.Троцкого - Надежды Адольфовны Иоффе "Время назад: Моя жизнь, моя судьба, моя эпоха".

Что есть особенно потрясающего в этих воспоминаниях:
1. Н.А.Иоффе после работы в ВСНХ, осенью 1927г. возобновила учёбу в Плехановском институте (на 3-м курсе), вступила в группу оппозиционеров, организовывала группы на заводах и в вузах, налаживала встречи с другими группами, в том числе с молодёжью из рабочих/служащих ( "работающей молодёжью"), через некоторое время её пригласили работать в координационный центр московской оппозиции.
2. Работая в оппозиции (видимо, настолько хорошо соблюдая конспирацию),  она оказалась единственной на своём курсе Плехановского института не исключенной из партии и имевшей право ходить на закрытые комсомольские и партийно-комсомольские собрания. При этом она продолжала выпускать листовки и ходить на собрания, организовывавшиеся на частных квартирах.
3. Весной 1929 года была "арестована", но в тюрьме её  не держали, а, взяв подписку о невыезде, вызывали на допросы. В чём заключался этот "арест" - непонятно. В это же время она ходила в институт и сдавала зачёты. Принадлежность к оппозиции признала, но отрицала подпольную работу (конспиративные встречи), чтобы не выдавать своих друзей по оппозиции. "Допросы были не тяжёлые", - это слова Н.А.Иоффе.
4. После допросов, через некоторое время, её отправили в ссылку в Красноярск на три года , ехала в ссылку она в купейном вагоне, с мужем, с ребёнком, с няней для ребёнка.

5. О Красноярске Н.А.Иоффе пишет так: "Особенно трудно в ссылке было именно мне. Трудно двояко: на работе, потому что я работала по специальности и сразу же убедилась в том, как мало дает институт для практической работы. Он дал общее развитие, методологию, умение работать с книгой, но, увы, как мало мне все это помогло в моей работе экономиста Красноярского плодоовощного союза, куда я попала милостью местных органов. В то же время, наличие высшего образования ко многому обязывало - предполагалось, что я должна все знать и все уметь. А я ничего не знала и ничего не умела. И обратиться было не к кому."
6. В 1933-м году, после ссылки, она возвратилась с мужем в Москву, могла сразу получить московскую прописку(если бы письменно признала, что совершила ошибку, работая в оппозиции), но Н.А.Иоффе отказалась признаваться в своих ошибках, пока не встретилась  с Х.Г.Раковским.
Х.Г.Раковский дал такой совет: надо любыми путями вернуться в партию. "Он считал, что в партии, несомненно, есть определенная прослойка, которая в душе разделяет наши взгляды, но не решается их высказать. И мы могли бы стать каким-то здравомыслящим ядром и что-то предпринять. А поодиночке, говорил он, нас передавят, как кур".
7. После этого совета Н.А.Иоффе признала свои ошибки в заявлении , и её вместе с мужем прописали в Москве, муж стал работать в качестве беспартийного в плановом отделе Главдортранса, начальником которого был его друг Толя Горенштейн. Через некоторое время и Н.А.Иоффе начала работать в одном из отделений Госбанка.
8. Летом 1935 года по  бесплатной путевке, полученной через мать, Н.А. Иоффе с детьми шесть недель отдохнула  в детском санатории в Анапе, а  так как  муж матери  работал в НКПС, то и проезд до санатория  был бесплатный. Друзья  "подбрасывали" мужу всякую случайную работу: финансовые расчеты, корректуру, аннотации к книгам. Домработницы у них давно не было. Но 11 апреля 1936 года Н.А.Иоффе арестовали. Уже по-настоящему.
9. а теперь небольшое дополнение к пп.1-8 от Давида Исумуровича Райзмана:
"Н.А.Иоффе освободилась 10 апреля 1941 года и устроилась работать экономистом транспортного отдела ГКО, получила жилье и,  наконец, забрала дочку из деткомбината. Было ей тогда три с половиной года. В конце 1942 года Иоффе с дочкой переехала на Олу, пригласили работать начальником планового отдела рыбпромкомбината. Лишь после войны, в 1946 году выехала она в Москву, где ждала ее мать, отбывшая и свой пятилетний срок заключения, как ЧСИР. Н. А. Иоффе с 1991 года жила со своими детьми и внуками в  Бруклине (США), написала в 1992 году книгу «Время назад» о своей жизни, судьбе и  эпохе, издав ее в Москве"

10.Более полные ( семь страниц в вордовском файле, шрифтом Times New Roman, "12") избранные места из воспоминаний Н.А.Иоффе можно прочитать здесь:
https://cloud.mail.ru/public/XaTd/4Vsj26XGn

неочевидное, мемуары, СССР, Сталин

Previous post Next post
Up