Для тех, у кого есть дети. И тех, кто планирует завести ребёнка.

Jun 11, 2019 11:20

Меня  с 16 лет  интересовала проблема высшего и школьного образования.
С тех самых пор, как на 1 курсе университета я столкнулся с реальностью, что учёба с "отличием" в школе (пусть даже и продвинутой) никак не влияет на способности понимать и усваивать то, чему учат в университете.
Поэтому же меня и сегодня волнует, куда "вожди" двигают нашу школу и высшее образование.

А теперь предупреждение для "послушных овец" и для тех, кто не хочет оказаться в их рядах
Это часть материала №68192 (от 03.06.2019г.) с сайта "аврора".
Независимо от фамилии автора, материал говорит об очень серьёзных вещах.

" <...>
Сегодня перестройка системы образования переходит к завершающему этапу, и власть открыто взяла курс на цифровое обучение, ярким воплощением которого стала Московская электронная школа (МЭШ), служащая, в свою очередь, основой для Российской электронной школы (РЭШ), означающей использование планшетов, смартфонов, связанных по Wi-Fi с интерактивными досками, электронных учебников, электронной библиотеки с обучающими компьютерными играми и пр.

Естественно, это вписывается в мировую программу создания «цифрового общества», частью которой является российская программа цифровизации, разработанная по инициативе всё того же Всемирного банка. Но, если говорить более конкретно, то концептуальной основой цифровой школы является форсайт-проект «Образование 2030», который, несмотря на то, что о нём написано немало статей и упоминают на различных форумах, так и не стал предметом специального исследования научной общественности. А ведь именно этот проект реализуется сегодня Министерством просвещения и Министерством высшего образования и науки (бывшим Минобрнауки). И если мы прочитаем рабочий паспорт представленного министром Ольгой Васильевой национального проекта «Образование», принятого в сентябре 2018 года Советом по стратегическому планированию при президенте РФ, то увидим, что он воспроизводит ключевые положения форсайт-проекта «Образование 2030». Получается так, что самый главный стратегический документ остаётся неизвестным, хотя в нём прописаны конечные цели и задачи перестройки образования.

* * *

Секретный форсайт-проект «Образование 2030»

Кратко остановлюсь на том, как появился этот проект и почему он несовместим с сохранением образовательной системы как таковой.

Заказчиком его, как и других цифровых проектов, выступают крупные и в первую очередь иностранные IT-компании, рассматривающие образовательную сферу России как рынок сбыта своей продукции. Речь идёт о таких компаниях, как Cisco, Samsung, IBM, Microsoft, Huawai и другие. Что касается Cisco, являющейся мировым лидером в области сетевых технологий, то она работает на рынке СНГ с 1995 года, а летом 2009 года совместно с информационно-аналитическим центром департамента образования Москвы подписала меморандум о совместных мероприятиях в целях поддержки новаторства и образования в столичном регионе.

Документ определил сотрудничество в области подготовки и переподготовки кадров, повышения квалификации учителей, открытия локальных сетевых академий Cisco в учебных заведениях Москвы и многое другое. При этом важно отметить, что активность Cisco в России совпала с приходом на пост спецпомощника американского президента Барака Обамы по вопросам национальной безопасности и директора отдела России и Евразии при СНБ США Майкла Макфола - известного специалиста по цветным революциям и главного создателя подрывных сетей в России. Сети эти создавались под видом «перезагрузки», представленной как метод «сотрудничества, приносящего пользу безопасности и благополучию США», а в реальности обеспечивающего подчинение России американским стратегическим интересам.

Это всё к тому, что именно данная компания наряду с другими зарубежными экспертами верифицировала первую версию форсайт-проекта «Образование 2030», разработанную в 2010 году компанией «Метавер» (которую возглавлял тогда Дмитрий Песков, однофамилец пресс-секретаря президента, являющийся ныне спецпредставителем президента РФ по цифровому и технологическому развитию) и профессором Московской школы управления (МШУ) «Сколково» Павлом Лукшой.

В этой версии ясно прописана трансформация образования в четыре этапа с 2010 по 2030 годы. Переломным из них является третий (2017−2020 гг.), который мы сейчас и проходим, - это:

«замена роли государства и профессионального сообщества бизнес-возможностями нового сектора», а завершается всё в период 2022-2030 гг., на который запланированы «слом/ликвидиация традиционной модели образовательной системы».

То есть традиционного классического образования больше не должно быть - того образования, которое формирует развитую, высоконравственную личность. Не случайно в одном из своих тогдашних интервью Дмитрий Песков, говоря об «образовании будущего», подчеркнул необходимость упразднения всех традиционных институтов (школ, классов и пр.) и введения новых форматов обучения (баркемпов, тренингов, презентаций и обсуждений), пришедших из Силиконовой долины и формирующих «инновационного человека», приспособленного к жизни в «цифровом обществе».

Главная идея проекта - всеобщая цифровизация. Поскольку большая часть населения в ближайшие годы будет присутствовать в интернете, в 2018-2020 годах должен быть введён универсальный идентификатор личности в интернете. К 2022 году вся поддающаяся оцифровке информация будет храниться в сети и доступна из любой точки планеты, что приведёт к принципиальному пересмотру всей модели управления знаниями - наукой, образованием и архивами. В 2010-2030 годах происходит «сворачивание» школьной системы, углубляется разрыв между «цифровыми» учениками и нецифровыми учителями, утверждается внесистемное образование, множество форм обучения, осуществляется международная сертификация и трансформация ЕГЭ. Государство теряет стратегическое влияние на школу, удерживая только хозяйственные и административные функции, зато всё определяет работодатель. Традиционная школа остаётся для неудачников.

Уже в первой версии был изложен план полномасштабных перемен, но осознать значение их простому человеку было бы сложно, так как авторы его сознательно сохранили ключевые и понятные всем традиционные термины: «образование», «школа», «вуз», наполнив их, однако, совсем другим содержанием. В результате от образования должно остаться только название, так как конечный этап, повторим, - это «самораспад или пересборка образовательных систем» под потребности цифрового общества.

Но дело даже не в этом, а в том, что этот план оказался неизвестен широкой публике. Зато в том же 2010 году громко заявил о себе другой форсайт-проект - «Детство 2030», представленный на международной выставке в Шанхае в качестве инновационной программы вхождения России в ХХI век. Это была первая попытка открытого выдвижения на таком уровне трансгуманистического проекта, задачей которой было, по сути, прозондировать почву. Однако программа настолько поразила родительскую и педагогическую общественность, что, будучи тогда ещё хорошо организованной, последняя дружно выступила против реализации проекта, охарактеризовав его как евгенический и фашистский, рассматривающий детей фактически в качестве биологических объектов.

Я не буду описывать всех связанных с ним подробностей, они хорошо известны. Напомню только, что от проекта отказались, родители успокоились и потеряли бдительность, а между тем всё это время продолжалась скрытая подготовка второй версии форсайт-проекта «Образование 2030». То есть «Детство 2030» было своего рода операцией прикрытия.

Второй вариант был разработан также двумя организациями - всё той же МШУ «Сколково» и созданным в 2011 году Агентством стратегических инициатив (АСИ), в котором Дмитрий Песков занял пост главы отделения «Молодые профессионалы». В нём уже более чётко были прописаны грядущие перемены, обусловленные глобализацией рынка образования, требующей утверждения онлайн-решений, «гибридной педагогики», несистемного образования и многого другого.

Что касается высшего образования, то основным направлением является дифференциация вузов, которые делятся на три группы:

вузы для элиты или элитное присутственное фундаментальное образование с педагогом - так называемый «университет для одного»;
    традиционные вузы, в которых сохраняется какое-то образование;
    наконец, вузы с примитивными многопользовательными онлайн-курсами - так называемый «университет для миллиарда».

То есть среди вузов будут лидеры, середняки и отстающие.

Следующее направление - это требование тотальной прозрачности вузовского обучения и его результатов, обусловленное конкурентной борьбой с глобальным провайдером, для чего нужна «оторванность» итоговых экзаменов от вузов по принципу внешнего аудита. Вместо традиционной системы оценки вводится электронный индивидуальный «профиль компетенций»обучающегося, который будет содержать всю необходимую о нём информацию и который в будущем заменит диплом и трудовую книжку. Он будет фиксировать все шаги, которые осуществляет обучающийся, все его достижения и недостатки. С помощью таких «профилей компетенций» крупный бизнес будет выявлять таланты, в которые и будут вкладывать деньги. Такое инвестирование цифровики-форсайтеры называют «охотой за потенциалом».

Далее - это, естественно, переход на глобальные производственные и управленческие стандарты, сертификаты и методы оценки. Глобальные стандарты обучения фактически полностью нивелируют всё и исключают какую-либо возможность сохранения собственного пути или авторского варианта обучения. Всё должно соответствовать установленным извне требованиям, вытекающим из наднациональных моделей квалификаций и компетенций. Как указывал Павел Лукша, в ведущих проектах участвует мировая преподавательская элита, а «остальным профессорам надо искать своё место в мире, в котором содержание образования контролируется такими игроками».

Те же процессы происходят и в средней школе. К 2025 году произойдёт фрагментация школ на «элитные», «массовые» и «отстающие». Общее расслоение приведёт к такому разрыву между «элитными» и «отстающими», что возникнут школы, выполняющие просто роль «институтов презрения» или «камер для хранения детей», в которых будут пребывать те, кто не сможет ни в социальном, ни в интеллектуальном плане добиться каких-то высоких результатов. Государство при этом постепенно выходит из образовательной сферы и сохраняет только две функции: удерживает «базовый уровень» в логике социальной безопасности (то есть для предотвращения социального взрыва) и поддерживает ограниченные «точки прорыва». Вот так цинично прописан в проекте окончательный демонтаж социального государства в сфере образования.

Далее, вводится «новая педагогика»: онлайн-педагогика, наставники вместо учителей, менеджеры вместо директоров, ставка на «компетентных» и «эффективных» родителей, которые будут преодолевать старые, сложившиеся стереотипы поведения. Внедряются новые «педагогические инструменты»: несистемное обучение со множеством форм, геймификация, то есть образование в виртуальных мирах и с помощью многопользовательных игр, автоматические образовательные системы с искусственным интеллектом, электронные наставники. Игры должны присутствовать везде (в учебниках, в тестах) и стать основной методикой обучения.

Утверждается международная сертификация, и происходит трансформация ЕГЭ, определяемая интересами работодателя. Предусмотрена также легализация детского труда («игработы»), так что, когда Алексей Кудрин некоторое время назад заговорил на эту тему, это было как раз изложение запланированного проекта. При этом дети у нас и так могут работать (в спектаклях, в музыкальной сфере, изобразительном искусстве и т. д.), однако ответственность за них несут родители. Тут же речь идёт о превращении их в самостоятельных наёмных работников, вступающих в прямую связь с работодателем, который будет подписывать с ними соответствующие контракты.

Анализ как самого форсайт-проекта, так и многочисленных выступлений его авторов свидетельствует о том, что речь идёт о формировании жёсткого кастового обучения, в результате которого общество будет разделено, по выражению Дмитрия Пескова, на людей «одной кнопки», которые будут только пользоваться готовыми сервисами, и на талантливых людей, за которыми будут охотиться «людиардеры» - так г-н Песков называет бизнесменов, чьи капиталы находятся в пакетах владения людьми, то есть которые владеют командами лучших специалистов. Фактически это модель современного узаконенного рабовладения.

Наиболее показательным в этом отношении стал Первый форум стратегических инициатив, проведённый АСИ летом 2016 года, на котором цифровики-форсайтеры заявили, что таланты являются сегодня главным товаром, что надо учиться «капитализировать» эти таланты с детства, превращать группы ребят в компании, которые разрабатывают технологические решения для новых рынков. Поскольку кадровый потенциал 2035 года - это сегодняшние первоклассники, ситуация системного сдвига в образовании должна произойти уже сегодня. Выступавший там П. Лукша, говоря о необходимости принципиально нового типа людей и коснувшись того факта, что у нас якобы только 10% талантливых детей, совершенно откровенно указал:

«Государство должно задуматься! 10% - группа прорыва, остальным нужны психотехники»

То есть психотехники - это и есть «образование для миллиарда».

Мы должны честно признать, что все эти стратегии технологического прорыва разрабатывают люди с изменённым сознанием, уже неспособные видеть в человеке личность. «Прогресс» они связывают с созданием нового виртуального типа человека, духовный и интеллектуальный мир которого определяется как «продукт» или «капитал». Для них человек - это просто набор функций, которые представляют интерес исключительно с точки зрения их товарной ценности. А наибольшую ценность представляют компетенции, позволяющие делать новый бизнес, новые рынки и, соответственно, большие деньги. Поэтому ставка и делается на новые технологии мышления, на психотехники, низводящие человека до уровня примитивного зомби и нейрораба, поведение которого подстраивается под жёсткие требования глобального рынка.

Концепция личности как продукта, как товара, убивает в человеке его духовное начало и, будучи абсолютно несовместимой с традиционной системой ценностей русской культуры, требует полного от неё отказа. И эта концепция, представленная цифровиками в качестве стратегического курса, объявляется безальтернативной и тоталитарной, она не терпит других форм мышления и другого образа жизни, которые оказываются для неё крайне опасными.

Всё это заложено в форсайт-проекте «Образование 2030», который, напомним, не был представлен широкой общественности и нигде не обсуждался. Но именно он и стал реализовываться под видом Московской электронной школы, которая, как выяснилось, является основой для приоритетного проекта «цифровая школа», а в итоге - для национального проекта «Образование». Поэтому неудивительно, что большая часть положений последнего воспроизводит основные идеи описанного нами форсайт-проекта. Это введение новых методов обучения и образовательных технологий, внедрение новой системы оценок на основе международных стандартов, создание цифровой образовательной среды, обучение детей по индивидуальным планам и введение профиля цифровых компетенций, реализация программ и зачётов в онлайн-форме, переподготовка учителей в соответствии с новыми оценочными требованиями и стандартами и многое другое.

Надо признать, что родители не были в курсе готовящихся перемен, и серьёзность проблемы была осознана уже только тогда, когда процесс цифровизации обучения зашёл достаточно далеко. К изучению проблемы подключились представители научной общественности, которые в итоге пришли к выводу, что «цифровая школа» превратилась фактически в инструмент ликвидации образования, поскольку является целостным проектом, заменяющим собой весь педагогический процесс и представляющий собой тихую революцию с катастрофическими последствиями.

В связи с этим важно выделить следующие характеристики «цифровой школы», свидетельствующие о недопустимости её реализации.

Этот проект начал осуществляться при полном неведении и без учёта мнения родительской общественности, которую не посвятили ни в его содержание, ни в цели, ни в задачи. Хотя, в соответствии с законодательством, родители как участники образовательных отношений имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей и могут выбирать формы их обучения. Между тем проект представлен как безальтернативный, поскольку цифровая школа исключает сохранение традиционного обучения для основной части обучающихся.

Хотя электронная школа и преподносится как безопасная современная прорывная система, в действительности она имеет все признаки опасного эксперимента над детьми. Запускаются неапробированные технологии, последствия и влияние которых на детское здоровье не изучены. Никаких комплексных результатов исследований, заключений, документов от здравоохранения, психологов, опытных педагогов о безопасности и эффективности электронного обучения для детей представлено не было. В открытом доступе отсутствуют технические регламенты всего оборудования МЭШ и РЭШ, применяемого в учебных классах.

Не разработаны расширенные СанПиНы на массовое использование электронных устройств, не проведено всесторонней и всеобъемлющей работы по выявлению возможных рисков для учащихся в краткосрочной и долгосрочной перспективе, отсутствует обоснование безопасности новой учебной среды, связанной с использованием электронных средств в обучении. Мы видим множество других вопиющих нарушений федеральных законов о санитарно-эпидемиологическом благополучии, однако авторы проекта игнорируют эту тему, даже в случаях массовых обращений родителей.

Хотя мы и говорим, что МЭШ - это эксперимент с неизвестными последствиями, в реальности вред от использования ноутбуков, мобильников, айфонов, беcпроводной связи и прочих технологий для физического и психического здоровья детей хорошо изучен. Об этом говорят многочисленные исследования и экспертные заключения российских и зарубежных учёных. Так что и здесь мы видим грубое нарушение закона, в частности, п. 9 ст. 13 ФЗ «Об образовании», в котором говорится, что:   «Использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается».

В первую очередь речь идёт о вредном влиянии электромагнитных низкочастотных и радиочастотных (РЧ) излучений на здоровье детей, вплоть до провоцирования опасных заболеваний. Так, авторы проекта промолчали об обнародованной в мае 2011 года информации Международного агентства по изучению рака (IARC) при Всемирной организации здравоохранения, в которой говорилось, что радиочастотные электромагнитные поля, образующиеся при пользовании беспроводным телефоном, могут быть канцерогенными для людей и повышать риск возникновения злокачественных новообразований головного мозга. Проигнорировали они и резолюцию 1815 ПАСЕ «Потенциальные опасности электромагнитных полей и их влияние на окружающую среду», принятую тогда же по итогам доклада политика Ж. Хусса, основанного на обширных научных исследованиях.
<...> "
 и немного комментариев с того же сайта:

Kurt 03.06.2019 20:21
Какое классическое образование в коммунизме Дивный новый мир?????
Всё логично и естественно - выстраивается новая общественно экономическая формация (новое устройство социума) под эту новую формацию выстраивается и система образование, это две стороны одной медали.
Хотите благоустроенные квартиры хорошие дороги с хорошими автомобилями, углубление разделения труда, цифровую экономику и т.д. - значит и образование будет "цифровым"  - мозг человека "выносится" за пределы черепной коробки и переносится в айпад (персональный карманный компьютер). И естественно двуногое млекопитающее превращается в биоробота.

Борис Митрофанов 03.06.2019 21:07
Что бы система образования воспитывала творцов, а не "квалифицированных потребителей", необходимы совершенно иные цели общества.
Весь этот ужас, подробно и по полочкам расписанный Ольгой Четвериковой,  есть просто проекция навязываемых нам общественных целей на сферу образования.
Мечта людей, стоящих за сегодняшними управляющими элитами - кастовое общество.
Оно достижимо именно контролем за доступом к качественному образованию.
Статья очень хорошо раскладывает  происходящее в отечественном образовании и причины этого происходящего.
Но в рамках общества рыночной парадигмы образование не может быть другим.
И без смены общественной парадигмы эта проблема решена не будет.

cf-sun_h 04.06.2019 00:36
>Что бы система образования воспитывала творцов, а не "квалифицированных потребителей", необходимы совершенно иные цели общества.

- тут все хуже
Речь уже не о творцах
Идет планомерное уничтожение детей, как индивидов обладающих разумом, т.е. способных к самостоятельному мышлению.
В процессе изначального формирования головного мозга (он заканчивается, в основном к 18-21 году) в нем закладываются соответствующие нейронные структуры. которые и будут отвечать за восприятие реальности.
Если они сформируются под "техническим" воздействием (по кем-то прописанному алгоритму) - то на выходе будет олигофрен.
Либо растительного типа, либо животного.. но отнюдь не человек разумный.
Дальнейшее чипирование превратит его просто в зомби.
Причем и способность к деторождению нормального человека у него будет отсутствовать, поскольку те участки, которые отвечают за формирование новой жизни будут жизни неадекватны.
(Т.е. ни кастовое общество, ни какое-либо иное сформировать будет невозможно... нежить она и есть нежить)

Nikita Andreev 03.06.2019 21:10 Ну хорошо. Добьют у нас систему образования. И кто тогда будет защищать эту нашу самую элиту от внешних конкурентов? Кто будет что-то наукоемкое разрабатывать и производить? Кем будет русский человек? России не будет!
Вообще, проект сугубо глобалистский. Вопрос в том, насколько успеют дальше напакостить?

Роман Ом 03.06.2019 21:43
Очень хорошая и обстоятельная статья.
1. Сейчас среди кланов разрастается паника на предмет отсутствия компетентных специалистов в управлении. Ранее они поставили на технократов, но они не понимают ситуации и предложенные ими модели не работают.  Эмиссары кланов, в поисках адекватных носителей систем управления разъезжают по стране. Хотят, чтобы им готовили кадры при неизменной парадигме. Поэтому они точно будут менять технократов. Вопрос на кого.
2. В долгосрочном периоде, когда кланы захотят передать бразды правления своим детям, как это видно на примере некоторых фамилий в администрации п. и не только там, передавать будет нечего и некому, об этом ниже. И причина проста. Как сказал Ключевский: - История не учительница, а надзирательница: она ничему не учит, но только наказывает за незнание уроков. Это о повторении указа о кухаркиных детях. последний раз получили 1917.
3. Чтобы выйти из кризиса, а он не только в образовании, он в мировоззрении, нужно, как минимум изучить теорию управления, а затем теорию суперсистем. Без понимания работы суперсистем из кризиса не выйти.  Я достаточно хорошо знаю эти вещи, чтобы говорить о том, что без их понимания, ничего не получится. Технократы тому пример . Сколько ещё нужно обкакаться, чтобы понять? Как говорил великий китайский товарищ: тактика без стратегии суета перед поражением. Указанные дисциплины дают понимание, что и как делать в стратегии.
3. Выводы для тех, кто не владеет указанными теориями: либо мы все выплываем, но для этого  нужно и образование менять и кадровые лифты открыть, а не цирк с конкурсом "лидеры страны" устраивать, либо мы в течении 15-20 лет теряем остатки страны по экспоненте с включением остатков населения в орбиту Китая, который на территории сырьевого карьера с национальными рисками будет установить диктаторский режим сродни тому, как это делала Японии по отношению к Китаю. Первыми будут вздергивать элит. Почему и так всем понятно. Как говорится, положение обязывает, если оно не обязывает, то оно убивает, сначало морально, затем и физически. По всему очевидно, что морально они уже на грани.

reper 03.06.2019 22:49
Кому нужно будет то развитие, если дети сплошь будут больными и без мозгов, без нравственности и мировоззрения.
Автор связала мировые педологические проекты с реалиями новаций в РФ. Ведь пресловутая "цифровизация", которая технарям кажется абсурдом, в котором инструмент превращен в цель, вот и министерство создано, отдельное от каждой отрасли, в которой эта цифра внедряется естественным образом, по мере усовершенствования технологий и оборудования. Но деньги будут перенаправлены именно на инструменты. Только безсмысленность такого подхода превращается во вполне продуманную систему направления основных средств именно на образовательные процессы. Одновременно и маскировка. Цифровизация экономики вполне себе отмазка, народи не поймет толком, что его дурят. Образовательные цифровые программы уже вышли на стадию внедрения, то есть процесс запущен, первые миллиарды вложены. Греф радуется и уже не скрывает,
что инженеров мол многовато будет.

Лев Серебрянников 04.06.2019 00:07
Как российские олигархи не являются хозяевами денег, так и российская власть является лишь менеджерами чужого проекта.

образование, наука, неочевидное

Previous post Next post
Up