Шолга. Путь

Sep 05, 2024 00:24

Рассказ о поездке в Вятско-Вологодскую глухомань к старинному селу и заброшенному храму с оригинальными фресками

(с) Как взяли - повели нас дорогами странными...

В детстве на стене моей комнаты висела карта мира с большой светло-розовой "1/6 частью суши". Где-то севернее Москвы на этой 1/6 выделялось затейливое слияние сразу нескольких рек. Среди них непривычно коротким и ёмким названием запомнился Юг, врезавшийся в Сухону и вместе с Вычегдой превращавший её в могучую Северную Двину.




Несколько лет назад, во время типовой семейной поездки в Великий Устюг, удалось немного полазить по окрестностям. Окрестности показались интереснее и оригинальнее, чем сам пытавшийся стать туристическим центром городок. И вот как-то спонтанно я снова оказался в этих краях в апреле 2024. Побродил по берегам Сухоны в районе Опок, насытившись пейзажами ледохода, после чего направился в новые для меня места.



Путь лежал на самый край Вологодской области, с заездом в Кировскую. Трасса на Никольск удивила вполне приличным качеством покрытия. Прямо у дороги встретилась перелётная стая тундряных лебедей.



Свернув с трассы, по ухудшавшемуся асфальту добрался до последнего в Вологодской поселения "Теплогорье".



От названия села веяло уютом. Но само оно, к сожалению, представляло собой грустно-абсурдную картину. Посреди развалившихся советских сельхоз построек на обочине разбитой дороги выделялось здание администрации с нелепым сердечком I love my city.



Рядом зияла пустыми окнами бывшая церковь с пристройкой из силикатного кирпича, во-времена СССР, по-видимому, совмещавшая в себе мастерские и гараж



На всё это проницательным взглядом взирал Иосиф Виссарионович, укреплённый на памятнике 70-летию победы...



За селом пошёл грейдер, периодически выводивший на холмы над живописной долиной Юга.





Кстати, Юг - ближайший родственник нашей Оки, его название также связывают со словом "йок(и)", которое в финно-угорских языках означает "река"



Когда до цели оставалось каких-нибудь 10 км, дорогу перегородила граница областей. И, как выяснилось, преградила основательно...



Дальше грейдер был размолочен теми самыми, "не превышавшими 8 тонн" грузовиками. Вообще несмотря на общую захолустность дороги, по ней идёт довольно активное движение. Мимо меня даже проехала пара фур "Магнит", доставлявших продукты в окраинный вятский райцентр.



Остановившись и понаблюдав, как местные преодолевают грязевое пятно на "Нивах", я собрался с духом, рассчитал траекторию и проскочил-таки его на своей пузотёрке. Но радоваться пришлось недолго - буквально через пол километра на подъёме встретилась порция ещё более глубокой грязи. Вовремя затормозив, я дал дорогу небольшому грузовичку, который тут-же застрял и начал буксовать в жиже.



Шофёр грузовичка в итоге справился, подбросив веток под колёса, но мне стало понятно, что мучить машину дальше не стоит...

Я и так поздно стартанул и переживал, что мне не хватит времени до темна. А теперь и вовсе стало понятно, что сегодня уже не успеть. Можно было, конечно, в суетном темпе добраться на попутке и потом, наверно уже в темноте, двинуть обратно, но суетиться не хотелось. И вообще не хотелось никуда торопиться, да и возвращаться в Устюг - тоже.



Как по заказу прямо от границы областей нарисовалась оплывшая в снегу лесная тропинка, выводящая на берег реки. По Югу плыл лёд, вдали зарождался туман. Зрелище медитативное и, даже несмотря на мрачную погоду - оч. красивое. Притащив едальный набор, я быстренько развёл костёр на берегу и приготовил горячий ужин.

В замшелом бору было уютно, просидел там за чаем до темноты, периодически спускаясь к реке, чтобы полюбоваться ледоходом.



Затемно вернулся на дорогу и поднялся на холм за сигналом сотовой. Телефон выдал одну стабильную палку, вторая то появлялась, то исчезала. Но всё без толку: смс не отправлялись, звонок не проходил. Пока спускался к машине, с обочины чуть не под ноги выскочил ослепительный заяц-беляк в зимнем наряде.

В отличие от сотовой, магнитола в машине поймала на AM передачу областного радио. Два вологодских меломана-музыковеда обсуждали джазовых исполнителей, ставили какие-то нетривиальные композиции. Попив ещё чайку под джаз на фоне тёмного леса и опустевшей дороги, залез в тёплый спальник и моментально отрубился.

Утром проснулся от какой-то суеты. Метрах в 20-ти от меня стояли две "Нивы". Местные перекуривали и ждали, пока слегка завязшая впереди идущая машина преодолеет грязевое препятствие. Ну и попутно поглядывали в мою сторону, наверно, обсуждая приезжего чудика, заночевавшего на дороге. К тому моменту, как я вылез из машины, "пробка" рассосалась и они уехали.



После неспешного завтрака выдвинулся пешком дальше. На горке пара под гул металлодетектора копатели нагружали прицеп металлоломом. Собирали, так сказать, последнюю дань с умершей деревни. Неподалёку от ещё не развалившихся домов лесорубы сложили штабеля свежего осинового кругляка...

Дальше расположилась уже жилая деревня со смешной дощатой будкой "ДПС" у дороги. У будки тусовалось несколько жителей, ожидавших утренний транспорт. Навстречу, неспеша трамбуя колею, прошёл грейдер. Цивилизация! Как выяснилось позже, грязь на границе областей этот грейдер всё равно не убрал, так что я ничего не потерял, отправившись к цели пешком.



Скоро без всякой просьбы тормознулся уазик, скоренько добросивший меня до Шолги. Водитель рассказал, что дальше дорога ещё хуже, правда всё это временное явление по весенней распутице, позже подсохнет и станет более-менее проходимо... Иллюстрацией к его словам стала застрявшая на очередном подъёме фура "Магнит"...

продолжение

Шолга

Previous post Next post
Up