Побывала на одном из крупнейших и старейших промышленных предприятий Санкт-Петербурга - Невском заводе. Сегодня это одно из ведущих энергомашиностроительных предприятий страны. Завод был основан в 1857 году как судостроительное производство, здесь было произведено более 200 боевых кораблей. С развитием железной дороги завод освоил выпуск паровозов. В годы развития электроэнергетической отрасли профиль сменили на энергомашиностроительный. В 1918 году Невский завод национализировали. В 1922 году заводу по инициативе самих рабочих заводу было присвоено имя Владимира Ильича Ленина.
Перед проходной завода стоит памятник Ленину. Примечательно, что это первый памятник Владимиру Ильичу в Петербурге и один из первых установленных в СССР. И его появление именно здесь неслучайно. На Невском заводе Ленин руководил нелегальным марксистским кружком и написал свою первую листовку. Надежда Крупская преподавала в заводской воскресной школе грамоту рабочим. На возведение памятника был объявлен народный сбор средств, которые были собраны за короткий срок. А все работы по установке произвели силами рабочих завода.
В 30-е годы ХХ века Невский завод начал производство первой в России центробежной турбомашины для подачи воздуха в доменную печь, параллельно осваивая выпуск новых сложных машин для турбостроения. Это стало началом новой эры в истории завода.
Первая паровая турбина была выпущена в 1935 году, за последующие несколько лет было выпущено более ста компрессорных машин. Во время Великой Отечественной войны работа завода не прекращалась. В блокаду рабочим удалось восстановить первую мартеновскую печь. Здесь было налажено производство реактивных мин, снарядов и деталей к авиабомбам, ремонтировали танки и другую технику. После войны вернулись к выпуску мирной продукции.
В память о непростом и отважном труде рабочих в 1974 году на территории завода был установлен памятник Рабочему. Образ собирательный. В нем увековечена память о самоотверженных героях фронта и тыла, благодаря которым удалось выстоять и победить. Монумент создан на средства работников Невского завода.
Первую в СССР газовую турбину изготовили тоже на Невском заводе в 1947 году. Спустя десять лет с той знаменательной даты их производство стало серийным. Это стало основным профилем завода вплоть до настоящего времени. До конца 80-х годов предприятие было лидирующим в отрасли, фактически являясь монополистом в производстве компрессоров и турбин для энергетики страны.
В 90-е, как и большинство других предприятий, Невский завод столкнулся с кризисом. Распад СССР, отсутствие заказов, тяжелая экономическая ситуация не могли не сказаться на деятельности завода и на состоянии промышленности страны в целом. Но и тогда завод выстоял.
Новым этапом, фактически возрождением предприятия стало вхождение Невского завода в 2007 году в состав энергомашиностроительного предприятия «РЭП Холдинг». Прошла масштабная реконструкция производственных мощностей, модернизация и постройка новых цехов, привлечение новых квалифицированных кадров.
В 2008 году у зарубежных партнеров приобрели лицензию на производство современной мощной турбины, что позволило начать выпуск газоперекачивающего агрегата нового поколения ГПА-32 «Ладога».
В 2010 году первая российская индустриальная турбина мощностью 32 МВт была запущена в серийное производство. В последующие несколько лет были освоены и другие инновационные производства.
С 2019 года входит в Группу «Газпром энергохолдинг индустриальные активы». Завод продолжил развитие и выпуск современного энергетического оборудования.
Я люблю экскурсии на предприятия и заводы. Это отличная возможность своими глазами увидеть технологические процессы. То, что раньше мы могли увидеть только по телевизору или в журналах, теперь доступно практически каждому. Поверьте, девочкам там тоже может быть интересно.
Кстати, на Невском заводе женщины тоже работают. И молодежи там много. Завод активно сотрудничает с профильными образовательными учреждениями.
Промышленный туризм также можно рассматривать как часть программы профориентации молодежи. Взгляд изнутри и собственные впечатления гораздо информативнее и полезней любой передачи.
Я думала, что экскурсия на Невский завод займет часа два от силы, но мы провели там пять часов. Начали знакомство с заводом с музея.
Затем прошли по цехам по всем этапам производства, пообедали в заводской столовой, пообщались с рабочими, заглянули в заводскую лабораторию. Было очень интересно.