Интересно, сколько времени нужно на весь Рыбачий? Ну, так не спеша, чтобы увидеть всё. Нам не хватило четырёх дней, но мы смогли ознакомиться с самыми доступными и видовыми местами. Этого, поверьте, достаточно для того, чтобы мечтать вернуться. По крайней мере, моё желание снова приехать на полуостров Рыбачий с каждым днём лишь крепче и сильнее. Хотя бы для того, чтобы вновь оказаться среди этой необъятной красоты. Гора Мотка.
Говорят, в ясную погоду отсюда открываются космические виды на губу Эйну, Мотовский залив и даже материк. Вообще, мы словно во всех временах года путешествовали. Погода в течение дня менялась несколько раз от солнечной и ясной, до серой и дождливой. На Мотке нас и вовсе зима встретила. Туман, снег, ветер с ног сбивающий. Но безумная красота.
Во время Великой Отечественной войны на Мотке находился дивизионный командный пункт.
Дорога сюда не из простых, на простой машине не забраться. Но на хорошем полном приводе доступно, а наша шишига и вовсе влетела на эту горку. Из плюсов - на горе отлично ловит Мегафон. У нас были роутеры, поэтому мы могли оперативно отправлять в соцсети картинки и постики. Вот и тут зависли)
На южном побережье Рыбачьего гора Мотка вторая по высоте (285 метров). Это место описано в книгах Константина Симонова как "орлиное гнездо". Сегодня здесь о былом не напоминает ничего, кроме камней и развалин. Заброшенный постройки, точнее то, что от них осталось. Груда камней, бочки и проволока.
После моего знакомства с Кольским я прочла книгу « Осиротевшие берега». Её написал Михаил Орешта - почетный гражданин города Мурманска, писатель, военный историк, краевед-поисковик, путешественник.
С 1975 года он исследует места былых боев, восстанавливает заброшенные воинские захоронения, работает в архивах, переписывается и встречается с ветеранами Великой Отечественной войны. И в книге очень много интересных фактов обо всех местах, судьбах и истории из жизни.
Вот что он пишет про Мотку:
Во время второй мировой войны у подножья этой высоты занимала позиции сводная батарея, которой командовал будущий генерал-лейтенант Яков Скорбов. В ответ на посылаемые артиллеристами снаряды горные егеря "испахали" все вокруг бомбами. Но прошло время, и брустверы воронок от бомб стали питомником отличной морошки.
Гора Мотка не могла не привлечь внимание противовоздушной обороны. Волею тактики и стратегии, на беду солдат, офицеров, и их жен, в шестидесятые годы туда был определен один из зенитно-ракетных дивизионов. Прежде чем подняться на гору, снимем шапку перед теми, кто затащил на нее ракеты, кто нес боевые дежурства, - выше на Рыбачьем и Среднем никто не служил!
С горы отлично видна губа Эйна, тоже одно из красивейших мест на полуостровах. Издревле губа славилась семужьими уловами и сочными травами. По переписи 1888 года на ее побережье проживало 10 финнов. Но не спешите искать фундаменты их домов. Они уничтожены войной. Люди в серых шинелях стали обживать Эйну с мая 1940 года, когда туда был передислоцирован 135-й стрелковый полк. С 1941 по 1944 год Эйна являлась главной базой снабжения рыбачинского гарнизона. В бухте стараниями саперов был устроен причал, который одним концом опирался на остов потопленного корабля "Персей". Торчащие из-под ила шпангоуты этого исторического судна при отливе видны и сегодня
Прощаемся с Моткой, потому что дальше нас ждут водопады и не менее прекрасные виды. Продолжение следует, не переключайтесь.