На Okko выложили
фильм «Война токов» об одном из величайших противостояний в истории технического прогресса - борьбе великих изобретателей за «право осветить электричеством весь мир». Что выберет история - постоянный ток или переменный? Воюющие стороны - Томас Эдисон (Бенедикт Камбербэтч), Джордж Вестингауз (Майкл Шеннон), Никола Тесла (Николас Холт) - не сомневаются: «тот, кто управляет током - управляет будущим». Мы поговорили с продюсером фильма Тимуром Бекмамбетовым о непростом пути фильма на экраны, эстетике скринлайфа и о том, что гений обязательно должен помнить о своей ответственности перед человечеством.
Громкий киноуспех ждал Тимура Бекмамбетова после «первого российского блокбастера» «Ночной дозор» и его продолжения «Дневного дозора», тоже ставшего абсолютным кассовым хитом. Режиссера позвали в Голливуд. В первом же его фильме за океаном - боевике «Особо опасен» играли Анджелина Джоли, Морган Фримен, одна из ролей была у звезды «Дозоров» Константина Хабенского.
Фильм «Война токов» - копродукция студии Bazelevs и нескольких зарубежных кинокомпаний - должен был выйти два года назад. Изначально среди его продюсеров был Харви Вайнштейн - и, когда The Weinstein Company разорилась, «Война токов» на два года легла на полку. Однако Тимуру Бекмамбетову все-таки удалось закончить картину и выпустить ее на экраны.
Michael Buckner/Deadline/REX/Shutterstock
Какова предыстория создания «Войны токов»?
В 2011 году этот сценарий попал в так называемый Blacklist - список популярных сценариев, написанных молодыми авторами, но пока не спродюсированных. Я его прочитал тогда - и влюбился. Через год компания Bazelevs купила на него права.
С Харви Вайнштейном вы уже были знакомы?
Да, мы познакомились во времена «Ночного дозора», когда Вайнштейн хотел быть дистрибьютором фильма и очень агрессивно пытался получить права. Проиграв компании Fox, он не обиделся, мы продолжали общаться. И в какой-то момент возникла «Война токов».
Кадр из фильма
Понятно, что кино без конфликта не бывает, но Эдисон в этом кино почти злодей. Вы нарочно немного сгустили краски, или все так и было?
Это абсолютно достоверная история. Именно так все и происходило, именно таким и был, как нам кажется, Эдисон. Часто бывает, что великие новаторы становятся жертвами своей гениальности и могут оказаться виновниками больших катаклизмов. И фильм как раз об этом.
Еще один момент, который буквально бросается в глаза, - красный нос финансиста Джона Моргана.
Вообще этот сценарий уникален тем, что обладает удивительным сочетанием поэтичности и достоверности в описании характеров и событий. У финансиста Моргана (британский актёр Мэттью Макфедьен) были проблемы с кожей. Никакого метафорического смысла это не имеет, но во многом объясняет его мизантропию и высокомерие. Просто делает его живым и настоящим.
Кадр из фильма
Снят фильм тоже очень красиво - это работа корейского оператора Чон Джон-хуна, который снимал «Олдбоя» и «Служанку». Почему вы позвали именно его?
Во-первых, потому, что это очень хороший кинооператор. Во-вторых, поскольку речь в фильме идет про изобретателей, нам очень не хотелось, чтобы эта история стала пыльной телевизионной исторической драмой. Так что и по киноязыку фильм должен был стать небанальным. К тому же, период конца XIX века во многом эстетически связан с Японией, Китаем, Кореей. Многие европейские, американские художники и архитекторы того времени были под сильным влиянием восточного искусства. Соответственно, чтобы рассказать историю про это время, нам показалось важным позвать художника, который на генетическом уровне ощущает эстетику этого временного периода.
Параллельно с работой в Голливуде режиссер Бекмамбетов продюсировал в России семейное, «доброе» кино: «Черная молния», «Выкрутасы», «Ирония судьбы. Продолжение», сериал «Громовы», мультфильмы «Алиса», «Время первых», восемь лет шла работа над новогодней франшизой «Елки». Казалось бы, ничто не предвещало резких перемен. Но в 2015 году в США вышел спродюсированный им фильм «Убрать из друзей», ознаменовавший собой появление нового жанра - скринлайфа, где все действие происходит на экранах девайсов.
Недавно вы анонсировали проект Vera Voice, который умеет генерировать голоса людей, в том числе знаменитых. И во время презентации спектакля «Скринлайф» в Театре на Таганке голос Высоцкого поведал о том, что нас ждет в области искусственного интеллекта. Можете тоже вкратце рассказать?
Перспективы, как вы понимаете, совершенно разные. Мы можем дать возможность каждому человеку создать себе дубликат, который будет обладать не только его голосом, но и способностью формулировать мысли и адекватно общаться с людьми. Вы вот и сейчас не знаете, я ли с вами говорю или Vera Voice (смеется.) Он может поддерживать такую беседу, как наша, потому что изначально создавался как сервис для подбора сотрудников для HR-компаний.
Кроме того, у нас есть патент, который называется «Киноязык». Это технология, которая переводит текстовый сценарий в анимацию. Сочетание Vera Voice и «Киноязыка» в ближайшее время позволит людям самим писать сценарии и c помощью искусственного интеллекта генерировать мультфильмы, озвучивая их голосами известных актеров. До Нового года мы сможем показать, как это работает.
К чему это может привести?
К лавинообразному росту контента. Соответственно, самой сложной задачей будет отфильтровывать мусор. И придется ответить на очень много правовых вопросов. Они, я надеюсь, будут решаться в интересах всех участников процесса: и тех, чьи голоса используют, и тех, кто использует. Есть еще вопрос сознательности граждан, играющих с этим уникальным инструментом. Конечно, безопасность важна. Но многие вещи сопряжены с угрозой, если неразумно ими пользоваться.
Новая технология как-то повлияет на ваше другое изобретение - скринлайф?
Скринлайф смыкается с искусственным интеллектом. Совершенно очевидно, что скринлайф-фильмы очень органично производить при помощи искусственного интеллекта. Делая традиционное кино, мы имеем дело с физическим миром, и его воссоздание - это большая и сложная технологическая задача. А цифровой мир может быть легко создан цифровыми инструментами, цифровым сознанием. Так что я думаю, что в недалеком будущем скринлайф-фильмы будут создаваться при помощи искусственного интеллекта. Боюсь себе представить, что они и потребляться будут искусственным интеллектом. Это ведь уже происходит. Как вы знаете, машинное обучение - это скармливание компьютеру определенного типа контента, чтобы машина чему-то училась. Если вы много часов проведете в студии, записывая для нее свой голос, вы фактически создадите ценность, потребителем которой является компьютер. И она позволит ему стать умнее. В отличие от традиционного программирования, когда человек закладывает все от начала до конца, машинное обучение - это когда машина сама потребляет контент и совершенствуется. Вот такие страшные перспективы.
Вам еще обычное кино-то интересно или уже не очень?
Как явление целиком, вообще говоря, не очень. Какое-то отдельное кино как ретро, как ностальгические переживания по поводу своего прошлого - да. Но все чаще и чаще я ловлю себя на мысли, что ничего сногсшибательного в кино не встречал за последние много лет. Кроме хороших историй и глубоких характеров, созданных талантливыми актерами. Но это - профессиональная радость. А вот так, чтобы сказать, мол, я такого никогда не видел, как когда-то было с фильмом «Матрица»... Может быть, в последний раз это был «Аватар». И это объяснимо, потому что самую активную часть своей жизни мы перенесли в цифровой мир. Вот сейчас мы с вами разговариваем по скайпу, задействуем наши девайсы, и это наша реальность.
Традиционное кино больше не в состоянии адекватно отражать жизнь человеческого духа. Если сейчас поставить камеру и навести на вас, она увидит человека, сидящего перед компьютером, а вся жизнь будет на экране. Соответственно, чтобы понять, полюбить героев, переживать вместе с ними за их судьбу, необходимо видеть экран их девайсов. На этом и построена философия скринлайф-кинематографа. Очень много информации об этом на
screenlifer.com.
У нас с ВКонтакте сейчас проходит конкурс среди создателей скринлайф-фильмов. Мы им помогаем, учим, рассказываем, делимся своим опытом. И я вижу удивление, с которым люди обнаруживают, что они уже освоили новый киноязык, даже не подозревая об этом. И что это очень востребовано. Если вы поищете в интернете, то поймете, что большое количество контента - это записи экранов. Того, как люди играют, как они переписываются в чатах. Это часть теперешней человеческой самоидентификации.
Но кино - это же все-таки в первую очередь визуальное искусство, красивая картинка.
Это вопрос эстетических вкусов и ощущения современности. Поскольку сейчас мы живем и общаемся на экранах девайсов, эстетика экрана и стала определяющей. Просто мы находимся в процессе осознания этого. Дизайн сайта ничем не отличается от дизайна вашего дома. Общественное пространство парка и общественное пространство социальной сети - схожие сущности. Просто мы парками любоваться привыкли, а социальными сетями - пока не очень. По парку идешь и думаешь: когда-то под этим деревом я впервые поцеловал свою возлюбленную. А скоро человек будет говорить: в этой социальной сети я впервые признался кому-то в любви. Это очень молодой мир. Мы еще его не успели отрефлексировать. Но мы там живем, проводим восемь часов в день на этих экранах. Огромное количество смыслов находится уже не в физическом мире, а в мире виртуальном.
Мне кажется, вы редкий человек, которого это не пугает.
Это пугает тех, кто не родился в этом мире. А для тех, кому до двадцати, это среда органичная. Они не помнят мира без интернета. И таких уже почти половина активного населения планеты. Вопрос только в том, как жить в этом мире. Как оставаться людьми, как продолжать испытывать чувства. Это то, чем мы занимаемся, делая скринлайф-фильмы. Потому что только рассказывая истории, складывая мифы, сочиняя романы про этот мир, мы сможем его гуманизировать. Мы сможем людей объединить вокруг его ценностей. А он совершенно другой, не такой, как физический. В интернете нет времени, нет географических границ. Есть языковые границы, но и то весьма условные. Нет понятия семьи, потому что у мужа и жены разные почтовые ящики. Этот мир другой. И, к сожалению, он пока никак не отрефлексирован творцами.
Люди не прочитали достаточно книг и не посмотрели достаточно фильмов про жизнь в интернете, чтобы сформировать какие-то моральные императивы обитателя интернета. Мы все от этого очень страдаем. В мире интернета очень много страхов: страх потерять данные, страх быть выкинутым из сообщества, внутри которого вы общаетесь… Хейтерство, кибербуллинг, воровство - все это есть, но пока никак не осмыслено в культурном процессе. Наши скринлайф-фильмы - авангард этого движения. И мы всех призываем вставать в наши ряды и двигаться дальше.
Но если вы хотите формировать моральные императивы, почему же вы начали с хорроров?
Потому что это самый доступный и простой жанр. Наиболее подходящий для первых опытов. А сейчас мы уже делаем «Ромео и Джульетту» на экранах мобильных телефонов. У нас снимаются фильмы в жанрах фэнтези, научная фантастика. Я снял фильм «Профиль» - это журналистский триллер. Мы сделали комедию по мотивам «Сирано де Бержерака», называется «Liked», должна скоро выйти. Мы переживаем в цифровом пространстве весь спектр чувств, поэтому и все жанры должны быть представлены.
Это же еще и очень прибыльная технология?
«Убрать из друзей» наряду с «Ведьмой из Блэр» и «Паранормальным явлением» входит в двадцатку самых прибыльных фильмов в истории кино в США (этот рейтинг составляется на основе коэффициента возврата инвестиций. - Прим. ред.). Они очень мало стоили и много заработали, потому что в кинотеатрах их смотрели как обычные фильмы. Но в случае скринлайфа, я думаю, эффективность связана не с дешевизной, а с высокой степенью востребованности этой тематики. То есть людям все больше и больше захочется узнать, как жить в этом другом пространстве. И единственный способ научиться - смотреть и слушать истории о нем.
Текст: Полина Сурнина
(c) Журнал «Сапсан» за декабрь 2019 года