ВРЕМЯ КОМЕДИЙ
14 ФЕВРАЛЯ В ПРОКАТ ВЫХОДИТ ФИЛЬМ «ГРОМКАЯ СВЯЗЬ», РОССИЙСКИЙ РЕМЕЙК ИТАЛЬЯНСКОЙ КОМЕДИИ «ИДЕАЛЬНЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ». МАРИЯ МИРОНОВА ИГРАЕТ В НЕМ БЛАГОПОЛУЧНУЮ, НО НЕ СЛИШКОМ ДОВОЛЬНУЮ ЖИЗНЬЮ ДОМОХОЗЯЙКУ. САМА ЖЕ АКТРИСА УВЕРЯЕТ, ЧТО ЧЕМ ДОЛЬШЕ ЖИВЕТ, ТЕМ БОЛЬШЕ У НЕЕ ПОВОДОВ ДЛЯ ОПТИМИЗМА, И СТАРАЕТСЯ НАЛАДИТЬ СИСТЕМАТИЧЕСКУЮ ПОДДЕРЖКУ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОГО ФОНДА «АРТИСТ». Интервью Полина Сурнина
Как «Квартет И» предложил вам роль? Позвонил Камиль Ларин и сказал: «Мария, будьте моей женой»?
Нет, это была инициатива режиссера Алексея Нужного. У него со мной связаны юношеские воспоминания, где-то он меня увидел. С «Квартетом» мы не пересекались, хотя существовали вроде близко. Ребята и в театре «Ленком» много лет назад бывали. После фильма стали дружить гораздо больше.
Кто ваша героиня?
Это женщина, которая живет, по сути, для себя. Но ей кажется, что с этим мужем жизнь у нее скучновата. Хотя муж у нее замечательный - правильный, хороший, добрый, покладистый. И это ее немножко раздражает. Не хочу рассказывать финал, но в нашей версии герои в конце фильма начинают что-то понимать, и она тоже видит, что поведение мужа было продиктовано его мудростью. И сама меняется.
Вам понравился итальянский оригинал?
Фильм сделан очень хорошо. Но сама тема, конечно, мне была не особо близка, и поэтому у меня осталось двоякое, неоднозначное впечатление.
Что вы имеете в виду?
Грустно мне стало от того, что огромное количество отношений строится не на искренности, и из-за этого возникают параллельные жизни, обманы и нестыковки.
Сильно пришлось адаптировать итальянские реалии под наши? Ростислав Хаит рассказывал, что из сценария, например, вырезали шутки о биодинамическом вине, потому что у нас их никто не поймет.
Мы переписывали сценарий, чтобы показать менталитет и темперамент русского человека - жалостливого, любящего. Но фабулу мы сохранили.
В репортаже о съемках Леонид Барац цитирует Грэма Грина: «В человеческих отношениях доброта и ложь дороже тысячи истин». Вы согласны с этим?
Доброта - да. Ложь - нет, не согласна. Тайное когда-нибудь становится явным, поэтому я не верю в ложь во спасение.
Чем фильм необычен, на ваш взгляд?
Прелесть и сложность этого фильма состоит в том, что его действие происходит «здесь и сейчас», в едином пространстве, как в театре. Только в последнем кадре герои выходят из комнаты, где провели весь вечер.
Тяжело удерживать внимание в таких камерных историях?
В кино внимание зрителей удерживает режиссура. На сцене по-другому, там больше зависит от актеров. А в кино никакой прекрасный артист не удержит внимание зрителя, если режиссер не сможет смонтировать кино правдиво, интересно и самобытно.
Известно, что у вас совместный новый проект с Владимиром Вдовиченковым, а также - что вас с помощью пластического грима состарили до 80 лет.
Действительно, с Володей Вдовиченковым и Константином Лавроненко мы снялись в детском кино. Еще я снимаюсь в Англии, в очень известном английском проекте, но пока не имею права о нем рассказывать. А еще я сыграла в фильме «Холоп» Клима Шипенко, это комедия. У меня сейчас период комедий и детских фильмов, чему я очень рада. Соскучилась по этим жанрам.
У многих артистов есть фонды, которым они помогают, но у вас с Евгением Мироновым фонд «Артист» - профильный. Осенью вы отмечали десятилетие. Чем больше всего гордитесь?
Десять лет прошли как один день, даже не верится. Вообще фонд помогает не только артистам, но и представителям других театральных профессий - критикам, гримерам, костюмерам. Проделан большой путь. За последние два года мы сделали серьезный рывок и вышли в регионы, в 50 малых городов. И то, что мы смогли добраться именно до глубинки, где у людей гораздо меньше возможностей, чем в Москве и Петербурге, - большая радость и гордость.
Вы говорили, что в связи с фондом занялись продюсированием. Можете что-то об этом рассказать?
Об этом еще рано рассказывать. Но в общих чертах - я готовлю большой проект по системной благотворительности. Пока что в Москве. Благотворительностью я занимаюсь 10 лет и пришла к пониманию, что системы как не было, так и нет. Как мы первые годы приезжали, везде ходили и просили, так это и продолжается. С другой стороны, мы, например, приезжаем в Тобольск с нашим ежегодным благотворительным концертом «Признание в любви». Там у нас встреча с волонтерами. Молодые ребята нам говорят: «Мы дико хотим этим заниматься. Мы делаем одно, другое, третье». То есть они не просто ждут чего-то, а выполняют свою волонтерскую задачу - помогают старикам, убирают парки, у людей есть инициатива. Они хотят создать организацию, но у них нет возможностей. Когда ты начинаешь помогать, ты берешь ответственность за большое количество людей. И первое, о чем ты думаешь, - это возможность делать это регулярно и не волноваться, соберешь ты бюджет на год или не соберешь. Поддержка стартапов в благотворительности и системное обеспечение фондов - основная проблема, которую мне хотелось бы решить. И я сейчас этим занимаюсь.
Вернемся к началу разговора: сейчас выходит много российских сериалов, где очень ярко и выразительно изображен коллапс человеческих отношений. Это и «Садовое кольцо», в котором вы играли, и недавний сериал «Звоните ДиКаприо» Жоры Крыжовникова, и «Обычная женщина» Бориса Хлебникова. Почему так происходит?
Очевидная вещь: люди не принимают друг друга даже в близких отношениях, в семье. Огромное количество разводов. Встретить семью, которая живет в крепких, верных, прозрачных, добрых, гармоничных отношениях, - большая редкость. Нет приятия между старшим поколением и молодым, и наоборот. Я и сама замечаю это в жизни, к сожалению.
В российском медиапространстве сейчас бум видеоинтервью, который спровоцировал Юрий Дудь. Вам кажется удачным такой формат?
Мне кажется, это очень интересно. Многие интервью Дудя я смотрела - с Кинчевым, Шевчуком, Познером. Очень обрадовалась бы, если бы он пригласил Александра Сокурова.
Вам часто приходится давать интервью. Наверное, не от каждого остается ощущение, что это был лучший разговор в жизни.
Да. У меня был ужасный опыт с Борисом Корчевниковым в рамках премьеры фильма «Салют-7». У меня дома есть телевизор, но я его почти не смотрю. Я представляла приблизительно формат его передачи «Судьба человека», но не понимала, до какой степени это пошлая история. В результате монтажа один ответ становится совершенно другим. Меня спрашивали о вещах, о которых я тысячу раз просила не спрашивать. В ход идет все, только бы получить огромный слезливый или скандальный рейтинг. Поэтому, конечно, в очень многих вещах я зареклась принимать участие. И я не очень люблю разговоры на личные темы - о семье ли, о детях ли, мужьях или родителях. Я не то что закрытый человек, просто не понимаю, зачем на эту территорию заходить.
В путешествиях что предпочитаете - солнце или музеи?
Солнце, конечно. Все европейские музеи я уже посмотрела, потому что в первой половине жизни ездила исключительно в разные города и ходила в музеи. Сейчас летаю очень много, главным образом на Восток. Люблю солнце, его катастрофически не хватает в Москве.
Последняя книжка, которую вы прочли?
«Упанишады».
Чему в последний раз очень сильно радовались?
Ой, я радуюсь каждый день и вообще всему. Я главный в мире эксперт по получению радости от жизни. Чем дольше живу, тем больше у меня оптимизма, мне кажется. И это меня тоже радует.
Для журнала R Flight 02#2019