Стихи в школе ─ популярный вид пыток. Школьники знают, родители помнят ─ если “задали наизусть”, то прощай свободное время и спокойный сон. Как тут спать, если завтра ты будешь бежать по тонкому канату, перетянутому между двумя небоскребами, да еще и радостно “с выражением” прыгать по нему. Одна остановка ─ минус балл. Забудешь прыгнуть ─ минус балл. Учительница радостно потирает ладошки, когда ребенок внезапно останавливается и забывает интонационно прыгнуть, а в конце также радостно вычитает из пятерки все остановки и моменты “без интонации”. Пользы от этого цирка с канатом ─ только молодая кровушка для вампирки-училки от жертв остановок.
Мария Подковырова - режиссер и преподаватель актерского мастерства для детей и подростков. И автор статьи.
А ведь ребенка надо заинтересовать поэзией, открыть этот мир слов для него. Интересно ли ребенку переживать, что завтра он будет бэкать перед классом и барабанить стихи? Какие тут могут быть мысли о красоте природы и важности бородинской битвы, если тебя принудительно ставят на канат и заставляют бежать?
От старых школьных методов не спрятаться, но ущерб от них можно минимизировать. Я расскажу вам, с точки зрения преподавателя актерского мастерства для детей и подростков, как быстро и безболезненно выучить стихотворения для школьных уроков и как помочь в этом ребенку. Актерское мастерство и театр стоят на огромных, длинных, объёмных текстах, которые нужно очень быстро учить. Иначе театр закроют, и зрители разбегутся. Профессиональные актеры ─ это профессиональные зубрители текстов, поэтому из этой сферы можно почерпнуть много хитростей.
Первое
Снимите стресс у ребенка. Если вы узнали, что ребенку задали учить стихотворение наизусть ─ обязательно скажите ему, что пусть не переживает и не принимает это близко к сердцу, что вы не расстроитесь, если он ошибется и не получит пятерку. Скажите, что свою любимую поэзию надо еще найти, это не быстрый путь, и любимые стихи запомнятся сами. Поэтично и философски? Да! Но это родительская мудрость. И согласитесь, что ребенку этого не хватает в таких ситуациях. Вспомните себя в школе. Вы легко запоминали любимые рок или реп песни, которые тоже являются поэзией, которые писались вашими молодыми современниками, и которая вам тогда казалась важной, не то, что пенсионерские стихи о деревьях и листочках. Я за то, чтобы честно рассказывать ребенку правду о школе. Тем более все мы опытные люди и прекрасно понимаем, когда становимся взрослыми, что что-то там было не так, как будто бы специально кто-то выбивал из нас любовь ко всему, затуплял нас, и многих затупил окончательно. Поэтому берите ситуацию под свой контроль. Снимите с ребенка бремя ответственности за стихотворения у доски. Пусть учит стихотворения с легким сердцем. Так он быстрее их выучит.
Второе
Выстройте для ребенка продуктивный и эффективный метод изучения стихотворений. Если вы контролируете процесс обучения ребенка и вам важна максимальная оценка ─ не превращайте “зубрежку” в панику, спешку и слезы для ребенка. Лучший способ выучить стихотворение ─ разбить процесс на маленькие шаги. Учить часто и мало, а не за один раз, когда всё учится за три часа перед сном и в ночь перед уроком. Профессиональные актеры не садятся торжественно в кресло и не учат подряд пять часов текст огромной пьесы, на это нет времени. Текст учится в метро, в машине, за завтраком, на улице, маленькими шажками. Без паники, без спешки, без слез. Чем чаще ты читаешь текст, чем чаще видишь его перед глазами, тем больше он въедается в память. Помогайте ребенку таким же образом. Положите текст перед тарелкой за завтраком, сами прочитайте ему стихотворение, пока он чистит зубы, поиграйте-посоревнуйтесь кто лучше прочитает в машине, пока куда-то едете.
Актеры быстро запоминают текст еще потому, что не просто “зубрят” его, а у них в голове происходит мыслительный процесс, строительство образа персонажа. Они обдумывают, а почему он это сказал? А почему он сказал это так, а не иначе? Почему у Пушкина написано: “ Открой сомкнуты негой взоры, навстречу северной Авроры…”? Что такое нега, как она выглядит, и что еще за северная Аврора? Даже что за слово “взор”? Если в этом разобраться, а не просто запоминать слова, то слова чудесным образом запомнятся сами собой. Поэтому попытайтесь вместе с ребенком разобраться в том, что ему не объясняют в школе, в хитросплетениях и смыслах красивых слов. Потому что просто запоминать текст или образы-ассоциации, как часто советуют, ─ очень тяжело и двойная бессмысленная работа. В нашем детстве Авророй была ведущая Муз-ТВ, для петербуржцев - это крейсер Аврора. Ребенок нагружает себя ассоциациями “Открой (рыба сом) сомкнутый ( Как магазин Мега) негой взоры (старое слово “взгляд”), навстречу северной Авроры (чукча ведущая Муз-Тв)” и от поэзии ничего не остаётся. Череда каких-то сумасшедших образов. Не делайте так и не советуйте делать ребенку, только в крайнем случае, если уж какое-то особое слово постоянно вылетает.
Да, такой разбор займет время. Но вы же хотите общаться со своим ребенком? И не только на бытовые темы. Поэтому погрузитесь в это и изучите, вместе с ним, или грамотно объясните, если сами знаете. Такое совместное исследование сблизит вас и доставит обоим удовольствие, в отличие от классического поставить ребенка к стенке и не выпускать гулять, пока он через слезы не прочитает стихотворение сотню раз без ошибок.
Третье
Заинтересуйте ребенка поэзией. Когда вы в последний раз говорили со своими ребенком о поэзии? Никогда не поздно начать. Если ему задали стихи какого-нибудь поэта ─ обсудите его с ребенком. Вы можете рассказать ребенку какие стихи этого поэта нравятся вам, обсудить его биографию, посмотреть вместе кино про него или сходить в музей. Готовьтесь заранее. Узнали, что ребенку задали ─ быстренько прочитайте что-нибудь сами, освежите знания и вперед, выстраивать с чадом общение. Если вы будете разговаривать с ребенком не только про оценки, картошку и уборку, то ребенок будет легко учить стихи и получать пятерки. “А ты знаешь, что дочь Пушкина часто часами сидела у памятника Пушкину в Москве, где мы ходили c тобой в макдачок? Тогда он стоял на стороне, где макдональдс, а дочка стала нищей бабушкой и умерла от голода, может быть даже прямо там”. Ребенок скажет: “Ничего себе!”. Ребенок заинтересуется, а что же случилось! В голове возникнет сильный образ. Успеваемость ребенка очень зависит от того заинтересовали его или нет. Делегировать это на школу не нужно. Берите ситуацию в свои руки. Хорошее общение с вами заинтересует ребенка. Окружите ситуацию, когда нужно просто выучить стихотворение, атмосферой интересной истории и новых открытий.
Если какие-то конкретные стихотворения у ребенка идут сложно, то почитайте с ребенком другие произведения этого автора и узнайте, что ему понравилось из прочитанного. Успокойте ребенка, что за “тугое” стихотворение пусть он получит хоть двойку, ничего страшного, но пусть выучит и расскажет вам хотя бы одно из понравившихся стихотворений. Хоть и оценка будет не идеальна, но так вы сохраните интерес ребенка к автору. Он будет знать, что не вся поэзия клеится к человеку и можно выбирать. Очень плохо, когда у уже взрослого человека Пушкин, Есенин и Маяковский воспринимаются как страшный сон и ассоциируются не с красотой слова, а с обязаловкой у доски. Такой метод сохранит здоровые ассоциации у ребенка.
Четвертое
Забудьте про чтение с выражением. За чтение стихов с выражением могут выгнать из театрального вуза. Пусть ваш ребенок так и передаст учительнице. Читать стихотворения вслух ─ целое искусство. И не каждый поэт владел этим и мог прочитать свои стихотворения вслух нормально. Послушайте старые сохранившиеся записи легендарных поэтов. Многие поклонники этих поэтов хотят их расслышать. И уж точно никто их не ставит в расчёт творческих заслуг.
Я считаю, что в случае школы и чтения у доски нужно ставить задачу минимум: не бояться, не испытывать дискомфорт, быть расслабленным и попытаться просто прожить стихотворение, как считаешь нужным, как видишь, как чувствуешь. Если ничего не чувствуешь ─ не нужно специально выдавливать из себя позитивную или негативную эмоции. Расслабленность, отсутствие стресса и грамотный процесс запоминания текста сделают своё дело и стихотворение уже будет звучать искренне, даже если читать его монотонным тихим голосом. А искренность в поэзии ─ самое главное.
Пятое
Создайте позитивные ассоциации у ребенка. У многих детей чтение стихов у доски ─ одно из самых негативных воспоминаний о школе. Решение примеров, написание предложений и даже устные доклады проходят в менее “торжественной” и более шумной обстановке. А во время стихов всё вокруг замолкает, и ты стоишь обездвиженный как столбик. Не все дети живчики-активчики, а среди тихих спокойных детей много очень ответственных, и для них ошибка ─ смерти подобна. И даже если ребенок учил стихотворение всю неделю, старался, потратил долгие часы, но сделал хотя бы одну ошибку ─ учительница будет беспощадна, снизит оценку и обязательно как-нибудь обидно прокомментирует провал, что нужно больше учить. Ребенок после такого опыта будет очень расстроен, особенно если он долго учил и старался, но запнулся из-за страха. Чтобы у ребенка не было негативных ассоциаций по отношению к поэзии ─ самостоятельно создавайте позитивные. Как я писала ранее, ребенок должен иметь право на ошибки. Но этого может быть недостаточно. Всё равно будет стоять заниженная оценка и останется стрессовое воспоминание. Позитивной ассоциацией может стать небольшой подарочек. Подарите ребенку книгу стихов того поэта, которого он сейчас учит. Пусть это станет традицией. Маленькие сборники сейчас очень дешево продаются. Букинистические так вообще за копейки. Не нужно покупать собрание сочинений или толстую дорогую книгу. Маленький сборник с вашим пожеланием на обложке. Сейчас книги обесценены. Дети читают всё через интернет, там можно найти любое стихотворение. Маленький подарочек сгладит несправедливую оценку и порадует при успехе. Это игра в долгую, вы удивитесь, но подарив ребенку книжки так несколько раз вы с удивлением заметите, что мало того, что он их все прочитает, так еще и запоминание стихов пойдет в будущем намного легче. А если и не прочитает сейчас, то обязательно вернется к ним во взрослой жизни и никогда не выбросит, а будет перечитывать. Ведь вы напишите на обложке ваши пожелания. Так же можно подарить ребенку что-нибудь веселое. Сейчас много атрибутики с поэтами: сумки, закладки, блокноты, смешные футболки. Любое публичное выступление должно вознаграждаться, тогда у ребенка не будет зажимов.
Берите инициативу в свои руки и ребенок влюбится в поэзию.
Всего лишь пять шагов: снять стресс, выстроить продуктивный процесс, заинтересовать, забыть про “чтение с выражением” и создать позитивные ассоциации! А сколько пользы! Сравните два школьных шага: вызубрить текст и прочитать с выражением! И ноль пользы! Только неуверенность в себе, страх позора, дискомфорт, нелюбовь или равнодушие к поэзии.
Конечно, все эти шаги требуют вашего времени и вашего внимания к своему ребенку. И без них ничего не получится. Но даже если времени мало ─ интересуйтесь жизнью своего ребенка и в нужный момент вы сможете применить эти шаги, а не говорить с ним про сосиски и кашу, и что нужно убирать в комнате, когда ему не до уборки и не до сосисок, а он думает о том, что завтра сдавать стихотворение. Возьмите инициативу в свои руки, и ваш ребенок полюбит поэзию, и станет отличником не в школе, а в жизни.
Если вы хотите ознакомиться с более профильными методиками “зубрежки” текста, которыми пользуются актеры-дети ─ читайте статью “
Зубрежка текста- слезы актерской профессии. Как родителю помочь своему ребенку все это выучить?” Если ваш ребенок не только читает стихи у доски, но и играет в школьных спектаклях ─ статья ему очень поможет.
А вам комфортно было в школе читать стихотворения у доски? Вы боялись этого или любили их учить, когда задавали?