Прошли те времена, когда школы работали как часы. Наше поколение помнит лишь редкие закрытия школ из-за аномальных морозов, и то на очень короткий срок и далеко не во всех регионах. И тогда не было дистанционного обучения. Компьютеризация школ только началась и ограничивалась использованием Word и Power Point. Сейчас мы стоим на границе эпох. Часть обучения в школе проходит в классе, когда эпидемия идёт на спад. А часть - дома, дистанционно, когда количество заболевших растет. Сколько это будет длиться никто не знает. Но лучше не трепать себе нервы, не причитать, как же раньше было хорошо, а жить в новой реальности. В реальности, где дистанционное обучение - полноценная часть образования.
Актерское мастерство онлайн. Режиссер и преподаватель актерского мастерства Мария Подковырова, а еще детский психолог и автор этой статьи, проводит онлайн урок по актерскому мастерству.
Родителей сейчас очень беспокоит вред от дистанционного обучения. Хотя пока нет никаких цифр, насколько оно полезно и вредно. Прошел слишком маленький срок, да и система не отлажена.
В первую очередь родителей волнуют вопросы не сложности работы с программами, глюками, а вопрос социализации ребенка. В школе ребенок хотя бы видел живых детей, общался, бегал, отвечал у доски, взаимодействовал вживую со взрослыми учителями, а потом уже приходил домой и включал до ночи компьютер и смартфон. Теперь и учёба, и социальные сети, и игры - всё на стуле у горящего экрана. Интернет заполнился статьями о новом поколении интровертов, которое возникнет из-за внедрения дистанционного обучения. Я даже встречала страхи родителей в комментариях к таким статьям, что будут дети теперь как в кино, как какие-нибудь хакеры-японцы, сидеть в квартире-бараке, полной мусора, за компьютером, и целый день играть и заказывать себе пиццу. Ужастики. Так что же делать с социализацией ребенка?
В современных условиях родителям нужно шире смотреть на сложившуюся ситуацию. Социализация ребенка не ограничивается школой. И даже вне школы социализация ребенка может происходить намного лучше.
Школа - это случайно-собранная группа детей, которая выстраивается в иерархию. Какое место в этой иерархии будет занимать ваш ребенок - вы никогда не узнаете. Ни он, ни учителя никогда не расскажут вам правду. У этой группы нет общих интересов, каждый сам за себя. Поэтому преувеличивать значение школьной социализации ребенка не нужно. С таким же успехом можно выбросить ребенка с вертолёта в джунгли и ждать, что он станет Рэмбо. Конечно, часто всё складывается удачно. И класс адекватный, и учителя, и иерархия так не выпирает. Но не всем так везет. И я говорю не только про низкое место в школьной иерархии, но и высокое. Какой ценой ваш ребенок его занял? Может он начал курить раньше всех или унижает «отстойников», или у него единственного вами купленный айфон, поэтому он круче всех? Вы этого не узнаете. Пользы от такой социализации во взрослой жизни - ноль. Вспомните своих одноклассников.
Намного лучше происходит контролируемая родителями социализация ребенка. Это прекрасно знают те родители, которые, например, отдают детей в профессиональные спортивные секции. Там команда, ребята тянут друг друга, есть общий интерес. Есть одновременно и продуктивная конкуренция, кто лучше, и понимание значения команды. В школах это отсутствует полностью. Крест на человеке, кто двоечник, а кто ботаник, ставится в первом классе и так и несется на плечах ребенка до 11 ого. Дети объединяются только, чтоб обманывать систему, списывать ну и находиться не в клане «отстойников». Вы сами это прекрасно знаете, сами учились в школе.
В моей сфере - актерское мастерство для детей и подростков, хотя она еще не так популярна, как спортивные секции, тоже командная игра и общий интерес к театру и кино. Успех спектакля зависит от вклада каждого. Дети отлично социализируются, занимаясь общим творчеством, имея общую цель и всегда вместе создавая уникальный, неповторимый, единственный в своём роде спектакль. Дети это прекрасно понимают, общая цель их объединяет. Иметь в своём семейном архиве видео со спектаклем по Шекспиру, а главное такие мощные эмоции после премьеры - круто.
Многие родители используют театральные студии, спортивные секции, творческие кружки как раз для адекватной контролируемой социализации ребенка, а не только для его прокачки. Чтоб у их детей появились друзья с одними хорошими и полезными интересами, а не как в школе был выбор между бутылкой и приставкой.
Поэтому не нужно преувеличивать вред от дистанционного обучения. Может быть это шанс для вас, как для родителей, начать сформировывать окружение вокруг вашего ребенка. Пока школа на дистанционке - записать его на актерское мастерство для детей и подростков или в спортивную секцию. Шанс начать относиться к «кружкам» не просто как к прокачке и чему-то дополнительному, досугу после школы, а как к полноценному серьезному образованию, которое повлияет на формирование личности вашего ребенка. Даже если «кружки» закроют на карантин, то для социализации ребенка вредно не дистанционное обучение, а «случайность» этой социализации. «Кружки» тоже могут работать онлайн. А если у вас школа основное место социализации, то это очень опасная ситуация. Опасная своей бесполезностью.
Будущее не за дистанционным обучением, а за контролируемой родителями социализацией. Споры вокруг живого и онлайн формата не имеют смысла. Зачем жаловаться на плохую социализацию ребенка через онлайн, если у вас живая социализация в школе горит ярким пламенем и спущена на удачу и случайность? Некоторые родители уже переходят на постоянное дистанционное обучение в школе, а окружение ребенка и общение со сверстниками сформировывают через секции, курсы и кружки. И это работает. «Кружки», тем более, часто не являются такими массовыми, как классы в школах по 30 и более человек. У меня в театральных группах бывает по 5-10 человек.
Не ограничивайте своего ребенка надеждой на школьную систему, а собирайте, как из кубиков, мир вокруг него. Где-то дистанционка, где-то живые курсы, где-то дистанционные кружки, где-то секции. Тогда с социализацией ребенка не будет проблем. Не тратьте время на дискуссии и размышления насчет эффективности интернет-технологий в вопросах социализации ребенка. Социализацию детей можно и нужно контролировать, и государство, в лице школы, за вас это делать не будет.