Проблема национальной идентификации русинов-лемков Польши: история и современность

Feb 01, 2012 11:15


Русины-лемки - уникальная этническая группа, которая автохтонно проживает на территории современной Польши. По мнению большинства историков, они являются потомками славянского племени белых хорватов, которые уже в VI-VII веках проживали по обоим склонам Карпат. В Российской Империи лемков относили к малорусскому населению Карпатских гор, а сами лемки себя называли русинами, русняками или просто «руськими». Собственно этноним лемки был выдвинут исследователями лишь в XIX веке от использования в их языке частицы «лем» - «только», в отличие от бойков, говоривших «бо є» («только»). В дальнейшем этнографическую территорию их проживания начали называть Лемковиной. Развитие национального самосознания данной этнической группы представляет большой интерес, так как с ним связаны различные аспекты культуры, общественного развития русинов и взаимоотношений народов Восточной Европы, Карпатского региона в частности. Остановимся на некоторых из них.

Несмотря на свою актуальность, из-за отсутствия необходимого фактического материала, тема национального самосознания польских русинов в отечественной исторической литературе практически не изучена. В российской историографии затронуты лишь отдельные стороны этого вопроса. Так, в трудах российского исследователя Михаила Дронова, прослеживаются исторические факторы утраты этнической идентификации лемков Польши, рассматривается русинское национальное возрождение на современном историческом этапе. По мнению автора, принудительное переселение целой этнической группы после II Мировой войны больно ударило по национальному самосознанию лемков1.

Материалы о влиянии переселения на национальную идентификацию лемков Польши приводит польский специалист по истории лемковской культуры Елена Дуц-Файфер. Автор подробно представляет данные ярко свидетельствующие о последствиях для идентификации лемков Польши переселения целого народа с родных мест. По мнению исследователя, после данного исторического события Лемковина как однородная территория этнических лемков, где развивался специфический тип народной культуры, перестала существовать2.

Национальное возрождение лемков началось в середине XIX века. Как и на других территориях, где проживали русины, интеллигенция ощущала себя частью единого русского народа от «Карпат до Камчатки» и последовательно отстаивала концепцию восточнославянского единства. В отличие от своих географических соседей - галичан, которые на рубеже XIX и XX веков в большинстве своем восприняли украинофильскую ориентацию, русины - лемки сохраняли духовное единство с Россией и русскими. Данную концепцию отстаивали и лемковские газеты, которые выходили на местном диалекте, например, газета «Лемко», выходившая с 1911 года. На волне общерусских настроений многие лемковские униатские приходы переходили в православную веру.

Первая Мировая война остановила национальное возрождение русинов, которых начали подозревать в симпатиях к Российской Империи. Австрийские власти создали особые концентрационные лагеря для неблагонадежного пророссийски настроенного населения, куда попало большое число русинов-лемков, более двух тысяч человек3. Ответственность за преступления по отношению к местному русинскому населению лемки возлагают на своих идеологических противников - украинофилов, которые составляли списки неблагонадежных лиц, ориентированных на Российскую империю. На основе этих списков арестовывали интеллигенцию и простых крестьян.

После развала Австро-Венгрии русофильская ориентация победила в центральных и западных областях Галичины, где была провозглашена Русская народная республика лемков (5 декабря 1918 г.) во главе с президентом, деятелем русофильской ориентации, Ярославом Качмариком (1885-1944). Руководство республики установило теснейшие контакты с Карпато-русской народной радой в Пряшеве. В связи с нежеланием лемковских деятелей проживать в одном государстве с поляками и практической невозможностью войти в состав России, серьезно рассматривалась идея присоединения Лемковины к Чехословакии. Однако и этому плану не было суждено реализоваться. Польские круги, сперва спокойно отреагировавшие на провозглашение республики, всерьез забеспокоились о возможной потере Лемковины. Существование Русской народной республики лемков закончилось 6 января 1921 г. арестом главных членов правительства.

В межвоенный период позиция Польши по отношению к лемкам основывалась на польских национальных интересах. С одной стороны, проводилась политика дискриминации к восточнославянскому населению Лемковины, которая сопровождалась ростом украинского влияния из соседней Восточной Галиции. Это встречало ожесточенное сопротивление со стороны лемковской русофильской интеллигенции. С другой стороны, национальная политика польских властей в 1930-е гг. была направлена на поддержку русинских организаций среди лемков, "москвофильская" ориентация которых использовалась Варшавой для противодействия усилившемуся украинскому движению. Но польские политики стремились не допустить окончательной победы и радикализации русинских "москвофилов"4, чтобы не оторвать от польского государства населенные лемками территории.

Вторая Мировая война трагическим образом повлияла на национальное самосознание лемков. После оккупации Польши нацистской Германией в области проживания русинского населения устремились представители украинских националистов, бежавших от преследований с территории занятой Советским союзом, немцы их считали союзниками. С появлением националистов началась массивная украинофильская пропаганда среди русинского населения, но несмотря на немецкое покровительство, украинской агитации не удалось повлиять на национальную идентификацию лемков. После нападения Германии на Советский Союз начался террор по отношению к местному русинскому населению, многих принудительно высылали на работы в Германию.

Лемки с воодушевлением восприняли победу СССР во Второй мировой войне, процветало русофильство, которое все чаще заменялось симпатией к советскому строю и коммунистической идеологии. К сожалению, «советских русских» не интересовала любовь к России и русинское самосознание, основанное на общерусском единстве. Эти «русские» зачастую с пренебрежением относились к русинской культуре5. Население Лемковины трактовалось советскими и польскими властями как украинцы, на основании этого факта между Польшей и Советским Союзом был подписан договор об обмене населением приграничных территорий, по которому этнические поляки переселялись в Польшу, а украинцы (в их числе большинство русинов-лемков) в Советскую Украину.

Первоначально переселение проходило добровольно, после того как поток переселенцев иссяк, польскими властями были предприняты попытки давления на население русинской национальности. Около 60% лемков были переселены в Украину, на территорию современной Тернопольской и Львовской областей, остальные 40% были расселены в западных и восточных регионах Польши, где совсем недавно проживали немцы. Данная политика обуславливалась тем, что польские власти стремились ликвидировать действовавших в Карпатах отряды УПА, но общественные и политические деятели движения лемков всегда указывали на отсутствие не только поддержки украинского национализма среди русинского населения, но и украинского самосознания. Кроме того, Польша и Советский Союз стремились минимизировать будущие возможные конфликты между польским и восточнославянским населением края, сделав мононациональным состав своих территорий.

Большинство лемков было переселено в воеводства Вроцлав (10412 человек), Зелена-Гура (7819 человек), Опольское (1984 человек), Познань (1312 человек) и Кошалин (1016 человек). Первоначально переселенцев было разрешено размещать на расстоянии не менее 50 км. от сухопутной границы и 30 км. от морских границ и столиц воеводств так, чтобы они не образовывали в округах кластеры с более, чем 10% от общего количества населения воеводства. В одном из сел обычно размещалось лишь несколько лемковских семей, избегались возможности создания компактных групп населения. Так, например, 178 семей (928 человек), перемещенных из села Флерынка, были размещены в более, чем 30 различных местах страны в 6 районах (повитах) по 1 - 5 семей в одном селе6.

Лишь немногие лемки после 1956 года смогли вернуться в родные места, остальные продолжали проживать в населенных пунктах западной и северной Польши. Польские власти продолжали рассматривать лемков как украинцев. Советский Союз также проводил политику непризнания лемков, которые для него должны были являться только частью «советского украинского народа», а СССР для них должен стать защитником и покровителем. Было запрещено русинское национальное самосознание и сам этноним «лемко». Массовое русинское национальное возрождение в Польше стало возможно только в 80-х годах XX века, когда русинам стало возможным заявить о себе как об отдельном народе с собственной культурой, самосознанием и языком.

Началом национального возрождения руснов-лемков на современном историческом этапе считается 1989 год, когда было зарегистрировано Общество Лемков - организация, которая стала усиленно восстанавливать лемковскую идентичность. Представители этого объединения считают себя частью русинского, а не украинского народа. Кроме того, среди подобных организаций традиционно русофильство и принадлежность русинов к единой восточно-славянской Цивилизации. Данный факт не понравился деятелям украинского этнического меньшинства в Польше и властям Украины, как и в межвоенный период были созданы параллельные организации для лемков, которые считают себя частью украинского народа. Самой крупной украинофильской организацией является Объединение лемков, которая активно сотрудничает с Объединением украинцев Польши. Активисты данных организаций утверждают, что лемки-русины особая этнографическая группа украинцев.

В 90-е годы русины получили возможность открыто заявлять о своем национальном самосознании и политических пристрастиях. В 2002 году прошла перепись населения, которая определила численность граждан Польши и количественное соотношение населяющих страну этносов. Лемками записались всего 5850 человек. Активисты русинского движения считают эту цифру явно заниженной, так как влияние на их самоопределение оказали ряд факторов: процессы ассимиляции, низкий уровень социальной терпимости, даже дизайн и постановка вопросов переписных листов. Большое значение в вопросе национального самосознания лемков внесла миграция, как принудительная в сороковые годы, так и более поздняя добровольная - переселение в города. Среди лемковской общины дополнительным фактором уменьшающим ее количественные показатели выступает несколько вариантов этнической идентификации. Часть лемков ассимилировалась и стала считать себя поляками, часть считает себя украинцами или «лемками - особой этнографической группой украинцев», только небольшая группа считают себя только лемками.

В дискуссии о национальной принадлежности русинов-лемков важно рассмотреть аспекты становления его самосознания. Утверждение, что этноним русин «только старое имя украинского народа», которое навязывалось властями независимой Украины, и из которого делался вывод, что русины, в том числе русины Польши - «часть украинского народа» - не имеет никакого основания. Процессы украинского национального возрождения и становление идеологии «украинства» не затронули русинскую самоидентификацию. Сегодня сказать, что русины-лемки - это украинцы, то же самое, если бы этнические русские заявляли, что украинцы - это лишь «этнографическая группа русских», а украинцев вообще не существует. Русин, когда он говорит, что он русин, не относит себя к украинскому народу, несмотря на историческое значение этого термина. Лемки в Польше сохранили свое собственное историческое наследие, язык и обычаи, которые связывают их со старым карпато-славяно-русским наследием и Святой Русью7. Сам термин «русин» намного старше сегодняшних украинцев. Если и связывать этот термин с какими-либо еще современным славянским народом, то с этническими русскими. В России до сих пор в отдаленных областях проживают русские, которые сохраняют в своем самоназвании термин «русин», а украинцы этот термин потеряли. В традиции и народной памяти русинов не существует ощущения принадлежности к украинскому народу. В истории и культуре русинского народа нет места для «славного казачьего прошлого», Тараса Шевченко, Ивана Франко и других родоначальников украинского национального возрождения.

Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что русины-лемки являются самой западной частью карпатских русинов, относящихся к восточнославянской этноязыковой общности. Русофильство и принадлежность к «миру Руси» оказало и оказывает существенное влияние на национальное возрождение русинов-лемков Польши. Мировые войны и переселение русинов из мест автохтонного проживания больно ударило по национальному самосознанию. Естественная ассимиляция за счет смешанных браков, несколько вариантов этнической идентификации, деятельность украинских организаций, которые проводят процесс украинизации русинов, привели к тому, что численность русинов-лемков в современной Польше и дальше будет оставаться незначительной. Но русинские организации делают все возможное, чтобы сохранить лемковское наследие.
__________________________
Сведения об авторе: Миронов Григорий, аспирант кафедры исторической политологии Южного Федерального Университета (г. Ростов-на-Дону), редактор сайта rusinistika.com. Grigmironov.livejournal.com

Историография:
1 Дронов М. Лемки и Лемковщина. Страницы истории и культуры самой западной Руси, «Вестник Юго-Западной Руси», № 1, 2006 г.
2 Дуцъ-Файфер О. Лемкы в Польщы / /Тривалість регіональних культур. Русини і українці на їхній карпатській батьківщині та за кордоном. Упор. П.Р. Маґочий. Нью-Йорк, 1993.
3 Horbal В. Dziaialnosc polityczna Lemkyw na Lemkowszczynnie 1918-1921. Wroclaw, 1997. S. 33
4 Шевченко К. Новый Освенцим - операция "Висла": как у русинов-лемков ампутировали родину. URL: http://www.regnum.ru/news/1091389.html
5 Поп И. Энциклопедия Подкарпатской Руси, Ужгород, 2006, С 121.
6 Русин А. «Подкарпатская Русь. История одного сепаратизма. Часть 9. Братья лемки и операция «Висла» URL: http://rusiny.info/article/157/
7.Хорньак М. Бачванско-сремские русины (1745 - 2005). Нови Сад: 2006.Т. I. С. 24.

САЙТ ПОДКАРПАТСКАЯ РУСЬ

Г. Миронов

Previous post Next post
Up