Как и подкарпатские русины, Латвия акцентирует на прерванном процессе госстроительства через оккупац

Aug 15, 2010 12:15


Как и подкарпатские русины, Латвия акцентирует на прерванном процессе госстроительства через оккупацию 1940 г.
«Ссылаясь на факт оккупации и принятую правящей политической элитой концепцию восстановления прерванной в 1940 году государственности Латвии, суд указал, что русских-неграждан нельзя считать ни гражданами, ни иностранными гражданами, ни лицами без подданства».  Но у русинов иначе и с той разницей, что русины приняли на своей земле за равных собе своих восточных братьев-оккупантов с 1945 г. Но братья, предусмотрительно объявили самих местных русинов не только не гражданами, но и не существующими. Т.Е. похоронили русинов под украинский нацистский пустозвон о демократии.

Газета «Час», Латвия.  Чьи они ничьи граждане?      К началу января 2010 года, по данным Регистра жителей, в Латвии проживало 344 095 неграждан (15,26% жителей), из них 65,9% - русские (36,5% русских Латвии), а всего представителей нацменьшинств среди них было 99,6%.


Виктор ГУЩИН, координатор Совета общественных организаций Латвии, член Всемирного координационного совета российских соотечественников при МИД РФ       http://www.chas-daily.com/win/2010/08/12/g_061.html?r=32&

Сохранение института «неграждан» подрывает доверие к итогам выборов. Почему не апатриды?

Давайте еще раз вспомним, как и откуда в нашей стране взялись неграждане.

Произошло это после развала СССР. Именно тогда часть проживавших в Латвии граждан Советского Союза стали апатридами, т. е. лицами без гражданства. Однако латвийское государство наличие на своей территории сотен тысяч апатридов никогда не признавало. Оно стало называть их негражданами, чем ввело и продолжает вводить международное сообщество в заблуждение.

Дело тут вот в чем. В мире для характеристики лиц, не имеющих гражданства страны проживания, а также гражданства любой другой страны, используется определение «лицо без гражданства». В их отношении необходимо соблюдать положения соответствующих международных конвенций - и прежде всего требований Международной конвенции 1954 года о статусе лиц без гражданства. Чтобы не делать этого, государство и стало использовать понятие «негражданин».

Это не единственное нарушение государством действующих международных правовых норм. В 1995 году Латвия, например, не выполняла и положения Конвенции 1961 года об ограничении безгражданства, в которой говорится, что «страны должны воздерживаться от того, чтобы увеличивать число лиц без гражданства». Не выполняет она эту конвенцию и сейчас, по крайней мере в ее первой части, в которой указывается, что человек, родившийся на территории какой-то страны, должен получить гражданство этой страны.

Например, в Латвии с 1 мая 2004 года до 1 декабря 2006 года паспорта неграждан получили 54 284 человека. Из них 8142 человека (около 15%) - впервые. Это молодые люди, родившиеся в Латвии и окончившие среднюю школу в период независимости.

Все это говорит о том, что правящие круги страны ничего не собираются предпринимать в отношении сокращения количества неграждан в стране. «Кому этот театр нужен? Что вы все ссылаетесь на европейские стандарты? Кто их придерживается?.. Что вы ездите по всем странам и учите, как нам обходиться с негражданами? Если вы - шведы, датчане, немцы, американцы - так переживаете за неграждан, то возьмите их к себе!» Эти слова принадлежат первому директору департамента гражданства и иммиграции, а тогда председателю комитета Рижской думы по миграции и негражданам Марису Плявниексу. Сказаны они им были еще в 1995 году на международном семинаре «Правовой и социальный статус неграждан: законодательство и его реализация», а звучат так, будто были произнесены лишь вчера.

Кстати, тогда, 15 лет назад, на положение неграждан обратил внимание даже Госдеп США, который в сообщении о положении с правами человека в разных странах мира признал, что в Латвии департамент по вопросам гражданства и иммиграции «не только создает трудности в деле регистрации неграждан, но и полностью игнорирует решения судебных инстанций». Они же, эти инстанции, с 1992 по 2002 год приняли более пяти тысяч решений в пользу неграждан. Причем в двух делах (дело Игнатане и дело Подколзиной) было констатировано нарушение прав человека.

Все дело в «специфике»

К сожалению, ситуация с правами латвийских неграждан, то есть апатридов, принципиально не изменилась и после вступления Латвии в Европейский союз в 2004 году.

«Почему негражданин имеет особый статус?» - такой вопрос ставится в рекламном буклете «Европейский союз и неграждане», подготовленном в декабре 2004 года существовавшим тогда секретариатом министра особых поручений по делам общественной интеграции при финансовой поддержке Европейского союза. Ответ на него дается следующий: «Латвийские неграждане имеют особый правовой статус, вытекающий из специфической истории и политической ситуации в Латвии». То есть в основе всего - «специфическая история» и не менее «специфическая политическая ситуация». И все! Ни о каком правовом обосновании этого идущего вразрез с международным правом статуса в буклете упомянутого секретариата не говорится ни слова!

Отсутствие правового обоснования статуса «неграждан» подтвердил в своем определении и Конституционный суд Латвии, который, проанализировав статус негражданина, 7 марта 2005 года признал, что латвийских неграждан нельзя приравнять ни к одному из тех статусов физического лица, которые закреплены в международных правовых актах. Ссылаясь опять-таки на факт оккупации и принятую правящей политической элитой концепцию восстановления прерванной в 1940 году государственности Латвии, суд указал, что неграждан нельзя считать ни гражданами, ни иностранными гражданами, ни лицами без подданства. Это лица с «особым правовым статусом». Статус негражданина не является разновидностью латвийского гражданства и его нельзя считать таковым.

Суд также счел, что в его полномочия не входит давать разъяснения понятию «негражданин». Это не столько юридический, сколько политический вопрос, который следовало бы рассматривать в рамках существующего в стране, по мнению суда, демократического политического процесса, определив статус негражданина в международном праве.

Какое уж тут доверие?!

Но как можно решить вопрос в рамках «демократического политического процесса», если в Латвии, как заявил осенью 2002 года, оценивая выборы в 8-й Сейм, Специальный комитет Парламентской ассамблеи Совета Европы, из-за неучастия в выборах неграждан сложился «долговременный дефицит демократии»?

После выборов 9-го Сейма Ограниченная миссия по наблюдению за выборами Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ и Ограниченная краткосрочная миссия по наблюдению за выборами Парламентской ассамблеи ОБСЕ в своем заявлении для прессы от 8 октября 2006 года также отмечали, что «примерно 400 000 человек, или около 18 процентов населения, все еще сохраняют статус неграждан... Неграждане не имеют права голосовать на любых выборах в Латвии... Тот факт, что существенная часть взрослого населения не имеет избирательного права, свидетельствует о продолжающем иметь место дефиците демократии...»

И действительно, разве не нонсенс, когда родившийся в Латвии человек - или проживший здесь 20- 30 и более лет не имеет избирательного права, хотя граждане других государств Европейского союза, прожившие в Латвии не менее трех месяцев, могут участвовать в выборах местных самоуправлений.

Следствием проведения выборов в условиях дефицита демократии стало снижение уровня доверия к их результатам со стороны международных структур. На это указал руководитель Ограниченной миссии по наблюдению за выборами 9-го Сейма от Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ посол Борис Фрлец: «Большое впечатление на меня произвело широкое общественное доверие, которым пользуется процесс выборов в Латвии. Однако это доверие не может быть полным, пока гражданство, включая право голоса, остается вопросом для значительной части населения».

Тут надо напомнить, что количество депутатских мест для Латвии при выборах Европарламента рассчитывается исходя из численности всего населения, а не только граждан, что позволяет правящей элите получать дополнительные места в ЕП за счет так называемых неграждан.

Неграждане ограничены также в профессиональной деятельности: не могут служить в армии, правоохранительных органах, охране тюрем, работать чиновниками, адвокатами, нотариусами, судебными заседателями, работниками Службы государственных доходов и ЗАГСов и др. Также существуют ограничения в социальных и экономических правах: в приобретении недвижимости, в правах на приватизационные сертификаты, в подсчете пенсионного стажа (см., например, дело «Андреева против Латвии»), в праве ношения оружия.

Гордиев узел нужно рубить!

Сохранение института неграждан и, как следствие, сохранение практики проведения невсеобщих выборов будет продолжать укреплять позиции русофобов. В результате не только развитие, но даже сохранение национальных меньшинств в Латвии может оказаться под вопросом уже в обозримой перспективе. Кроме того, развитие и укрепление демократических принципов при строительстве государственности в Латвии также оказывается невозможным.

Что делать в этой ситуации? Мнение Совета общественных организаций Латвии: нужно всеми способами привлекать внимание международного сообщества к этнократической национальной политике в Латвии. Политическая практика деления общества на граждан и неграждан должна быть ликвидирована незамедлительно!

прЯмаЯ реЧь

«Если государство возникает, отделяясь от бывшей империи, то у тех, кто живет на территории этого государства, должна быть свобода выбора в отношении их нового гражданства: оставить гражданство предыдущей страны или принять гражданство новой. Чего не произошло в случае неграждан Латвии. Это ошибка, на которую кому-то в то время следовало указать».

Адриан Северин, депутат Европарламента от Румынии, подготовивший в конце 2006 года сообщение о Латвии для юридического комитета ПАСЕ.

http://www.chas-daily.com/win/2010/08/12/g_061.html?r=32&
http://www.facebook.com/

Янукович расширяет репрессии против русинов

"Акт восстановления государственности Подкарпатской Русьи", не противоречит международному праву

Линия на обретение международного признания Подкарпатской Руси остаётся неизменной.

САЙТ ПОДКАРПАТСКАЯ РУСЬ
Previous post Next post
Up