Подкарпатская Русь и Галичина. Межвоенный период.Часть 3.

Mar 03, 2010 23:41

Подкарпатская Русь и Галичина. Межвоенный период. Часть 1.

Подкарпатская Русь и Галичина. Межвоенный период.Часть 2.

Подкарпатская Русь и Галичина. Межвоенный период.Часть 3.

C большим пиететом вспоминают об благосклонном отношении Масарика к украинской эмиграции в послевоенный период, о создании Украинского вольного университета (1921 г.), Украинской Хозяйственной академии в Подебрадах (1922 г.), Педагогического института им. М. Драгоманова (1923 г.) и других украинских вузов. Он материально поддерживал украинскую эмиграцию и ее печатные издания (журнал "Новая Украина" напр.). Прагматичный Масарик наивно рассчитывал на то, что кадры украинской интеллигенции пригодятся, когда большевистская власть себя исчерпает и речь зайдет об украинском государстве. Кроме того, следует помнить, что теперешнее Закарпатье (Подкарпатская Русь) почти 20 лет входило в состав Чехословакии и находилось в довольно пристойном экономическом и культурном положении, если сравнивать с украинскими землями, входившими в состав Польши, Румынии и СССР.
Но почти все исследователи "десятой дорогой" обходят очень противоречивое поведение Масарика в начале 1918 г. во время первого большевистского нашествия на Украину и опубликование IV универсала УНР о провозглашении независимого украинского государства.
В силу обстоятельств подавляющее большинство пленных чехов находилось в лагерях на территории Украины. В одном из таких лагерей в киевской Дарнице определенное время находился знаменитый чешский писатель Я. Гашек автор "Приключений бравого солдата Швейка". В Украине также находились чешские военные подразделения российской армии, поэтому Масарику пришлось вести переговоры с украинским правительством о статусе этих частей. Зафиксированы его контакты с Грушевским, Винниченко, Шульгиным. В дневнике Винниченко от 8 октября 1937 г. есть интересные записи, посвященные тем событиям:"+кто знает, если бы мы в 1917 г. не оказали помощь чешским Легионам, были ли живы и Масарик, и Бенеш, и вся их государственность". После эмиграции Винниченко определенное время жил в Праге.
Масарик материально поддерживал украинскую эмиграцию, но от политической поддержки ее государственнических стремлений все же воздержался. Еще задолго до войны Масарик писал, что отделение Украины могло бы существенно ослабить Россию как противовес австро-немецкой экспансии. Он лично знал И. Я. Франко, с которым познакомился во время своего депутатства в Вене (Франко также определенное время был депутатом австрийского парламента). Но в интервью газете "Утро России" Масарик заявил, что "сильная Россия в интересах самих украинцев". Для чехов Россия была естественном союзником в борьбе против Австро-Венгрии и Германии. А для правительства УНР Германия была главным союзником в борьбе за выживание.
В своих "Воспоминаниях", вышедших в украинском переводе во Львове (1930 г.), Масарик описывает свою встречу с министром иностранных дел Шульгиным сразу же после выхода IV универсала: "+я сообщил 26 января министру иностранных дел Шульгину, что IV универсалом наше условие решено и мы как можно скорее выведем свои войска с Украины: наше войско формировалось в понимании с Россией; России присягали наши солдаты на верность, России мы были преданы и не можем поворачивать в другую сторону+ В данной ситуации отрыв от России является ошибкой, особенно потому, что Украина взбудоражена и, не имея своей налаженной администрации, подпадет под сильное влияние Австрии и Германии".
После выхода IV универсала Масарик сказал: "Мы признали Украину, когда она III Универсалом провозгласила себя государством, но в рамках федеративной России. Это мы могли принять, исходя из чешской и славянской ситуации... Мы признали Украину как часть России и думали, что Украина еще будет воевать. Но в IV Универсале отмечено, что войны не будет, что будет мир, и в частности, с Австро-Венгрией... Лично я не могу признать самостоятельную Украину вне рамок России как правовое и политическое образование. Это весьма противоречит моему мнению. Разбивать Россию, на мой взгляд, это просто работать на Пруссию". Как бы там ни было, но когда шел жестокий и неравный бой под Крутами 50 тысяч хорошо вооруженных и опытных чешских солдат (они количественно превосходили как армию УНР, так и армию большевиков) стояли под Лохвицей, Борисполем и Пирятином. Для чехов в то время как власть УНР, так и большевики были скомпрометированы миром с Германией, но Масарик хотел избежать столкновения с большевиками и получить разрешение на проезд чехов до Владивостока, где по договоренности с Францией их должны были пароходами доставить в Европу. С этой точки зрения Масарику также было невыгодно конфликтовать с войсками Муравьева, даже несмотря на зверское убийство большевиками чешских солдат, охранявших военные склады под Киевом. Масарик ограничился решительным протестом и заверениями о наказании виновных.
10 февраля 1918 г. состоялась его встреча с Муравьевым по поводу проезда чехов на восток: "+непризнание нами IV универсала очень облегчило нам переговоры с Муравьевым+ Об отношении Муравьева ко мне ходило много слухов+ большевистский начальный вождь якобы должен мне "очевидно" повиноваться и тому подобное. Он при случае сказал, что давно знает меня по сообщениям и книгам, и потому, дескать, шел мне на руку. Когда-то он был, как я слышал, начальником полиции и стал большевиком по принуждению". С эмоциональной точки зрения эти фразы Масарика, учитывая Круты, представляются на первый взгляд, мягко говоря, несколько неоднозначными по отношению к украинцам, ведь такие словосочетания, как "палач украинского народа" и "банды Муравьева" часто встречаются даже в солидных исторических исследованиях.
Можно говорить о "фатальном непонимании", "трагическом стечении исторических обстоятельств", и все это будет верно. Но нельзя забывать, что у Масарика был в этом деле свой интерес. От его решения зависели 50 тысяч жизней, и он отчаянно пытался сохранить нейтралитет в этой мясорубке. Рисковать жизнями своих солдат ради украинского государства, заключившего мир с немцами и австрийцами, Масарик не захотел. Но избежать столкновения с большевиками легионерам не удалось. В мае 1918 г. начались события, известные в советской историографии как "мятеж белочехов" или "сибирский анабазис" (в чешской интерпретации), спровоцированные хозяйственной безалаберщиной и поведением "власти советов". На родину легионеры попали только в 1922 г. Полностью сохранить нейтралитет в тех сложных условиях чехам так и не удалось. С точки зрения тактики Масарик одержал большую победу: было провозглашено Чехословацкое государство и солдаты наконец вернулись домой. Но если посмотреть в историческом аспекте, то он потерял прекрасный случай покончить с советским тоталитаризмом (который принес впоследствии чехам немало бед в 1948-1989 гг.) еще в самом зародыше.
Когда в 1989 г. к власти пришел Вацлав Гавел, то перед ним возникла неотложная необходимость не только экономического, но и духовного возрождения после десятилетий коммунистического господства. Он предложил "теорию малых дел" постепенного, но неотвратимого демонтажа тоталитарной системы. Вдохновителем этой теории был Масарик, который столкнулся с похожими проблемами в 1918 г. Что ж, чехи во второй раз в течение века удивили мир глубокими экономическими, политическими и социальными сдвигами. В интервью другому знаменитому чеху К. Чапеку Масарик отметил: "Демократия, то есть демократическая политика в общественной жизни, должна проявляться в виде толерантности, умения дискутировать, а не ссориться. Нам нравится жаловаться на отношения и на республику, но нам нельзя забывать, что республика будет такой, каково большинство ее граждан. Мыслить политически означает мыслить разумно; считаться с реалиями означает не беззаботно и безразлично принимать то, что нам предлагает время и обстоятельства, а энергично и разумно влиять на реалии, где и когда в этом возникает необходимость" . Эти слова мудрого политика актуальны и по сей день

Статут Орган зац народно оборони "Карпатська С ч". 10 листопада 1938 р. (дивитись аркуш 1,  2,  3  )
ДАЗО. - Ф. 3/2с. - Оп. 1. - Спр. 20. - Арк. 2., ДАЗО. - Ф. 4с/18. - Оп. 3. - Спр. 105. - Арк. 2;
9 ноября 1938 г. в Хусте состоялось учредительное собрание ОНОКС, на котором был принят устав организации. Руководство сечевыми отделами осуществляла Главная команда, находившаяся в Хусте. Комендантом Карпатской Сечи был избран Д.Климпуш.
Военный штаб сначала возглавлял полковник М.Аркас, затем полковник Г.Стефанив. Поэт и ученый О.Кандыба (Ольжич), занимавший в ОУН должность культурного референта, стал координатором идеологической и политической работы в Карпатской Украине. Сотрудничали с Карпатской Сечью бывшие генералы Украинской Галицкой Армии В.Курманович и В.Петрив. В штаб Карпатской Сечи также вошли будущий командарм УПА Р.Шухевич (Щука), З.Коссак (Тарнавский), Г.Барабаш (Черна), Е.Врецьона (Волянский)+
На официальном сайте Президента Украины Виктора ЮЩЕНКО обнародован его указ от 28 января об увековечении участников борьбы за независимость Украины в ХХ веке.
Президент постановил признать участниками борьбы за независимость Украины в XX веке лиц, которые принимали участие в политической, партизанской, подпольной, вооруженной борьбе за независимость Украины, в том числе в составе формирований Украинской Центральной Рады, Украинской Народной Республики, Западно-Украинской Народной Республики, Украинского Государства (Гетманата), Украинской военной организации, Организации народной обороны "Карпатская Сечь", Организации украинских националистов, Украинской повстанческой армии, Украинской главной освободительной рады и других воинских формирований, партий, организаций и движений, которые ставили целью обретение Украиной государственной независимости.
Только неувязочка выходит.Принятый  9 ноября 1938 г. в Хусте на  учредительном собрание ОНОКС Устав организации  ОНО " Карпатская Сич" (см. Статут Орган зац народно оборони "Карпатська С ч". 10 листопада 1938 р. (дивитись аркуш 1,  2,  3  )
ДАЗО. - Ф. 3/2с. - Оп. 1. - Спр. 20. - Арк. 2., ДАЗО. - Ф. 4с/18. - Оп. 3. - Спр. 105. - Арк. 2;
целью организации ставит вовсе не "участие в борьбе за независимость Украины", а задачи куда приземленней:
  2. Цель.
"+Целью общества является оборона державних и нациаональных интересов Подкарпатской Руси и +всесторонняя поддержка правительства  Подкарпатской Руси+". Ни тебе неньки Украины, ни "визвольнои боротьби"   
Кроме того, в Уставе,   4. Членство, черным по белому: " Членом организации может быть каждое физическое лицо + достигшее 18 лет жизни и являеющееся горожанином (ГРАЖДАНИНОМ) Подкарпатской Руси." .
 И тут на тебе:" Военный штаб (ОНО "Карпатская Сечь")  сначала возглавлял полковник М.Аркас, затем полковник Г.Стефанив. Сотрудничали с Карпатской Сечью бывшие генералы Украинской Галицкой Армии В.Курманович и В.Петрив. В штаб Карпатской Сечи также вошли будущий командарм УПА Р.Шухевич (Щука), З.Коссак (Тарнавский), Г.Барабаш (Черна), Е.Врецьона (Волянский)." . Ни один из перечисленных "борцов обороны интересов Подкарпатской Руси" не являлся "горожанином" (гражданином ) Подкарпатской Руси, а только польским подданным. Клоуна из президента Украины делают его подчиненные, готовившие эпохальный Указ
«Построение информационного общества в Подкарпатской Руси".
САЙТ ПОДКАРПАТСКАЯ РУСЬ
Previous post Next post
Up