Jan 23, 2016 09:27
Во время Коляда гастролей в один из дней пошла не на Коляда-театр, а в МХТ. Не пожалела ни разу! А вот рекомендовать спектакль вам не буду. Я только одной девочке порекомендовала, у меня в отделе контроля работает, она гот, и шутит: "это днем я страховщик" :) для готов спектакль грандиозный. Но и мне, некогда любительнице полить слезы на оперетках Чихачевки, теперь творчество драматурга МакДонаха в кайф. Толи доросла, толи деградировала.
"Однажды давным-давно" в неком тоталитарном государстве, два следователя, как положено, злой и условно добрый, допрашивают с пристрастием работника скотобойни, он же - пишущий в стол страшные рассказы графоман-писатель. Основной сюжет его рассказов - затейливое издевательство над детьми садистов-взрослых. Кто-то начал воспроизводить страшные сюжеты не напечатанных нигде сказок в стиле пионерских страшилок нашего детства в реальной жизни, уже убиты трое детей.... В общем, на сцене лихо закрученный триллер. Писатель - маньяк, и только претворяется овцой? Или он не виноват, и убийца - его старший умственно отсталый брат? Или они убивали вместе? Или всё-таки брат? Драматург регулярно ломает наши ожидания, то и дело появляются основания для противоположных выводов. Так же по ходу спектакля меняется отношение зрителей к творчеству писателя, от презрения к этой примитивной графомании, до "что-то в этом есть", потому что автор вполне владеет ремеслом, и действительно обладает фантазией, это не компиляции, не бытоописание, а выдумывание из головы новых миров. А ещё, для совсем извращенцев, постмодернистская головоломка ассоциаций с мировой литературой, тут и "слезинка ребенка" Достоевского, и Набоков (писателя зовут Катуриан Катуриан, как не вспомнить Гумберт Гумберт), и вообще, все рассказы Катуриана, рассказанные и показанные за спектакль, демонстрируют конструкции, по которым пишется настоящая литература.
Условный ужастик с литрами пролитой красной краски о жестокости взрослых к детям, и последствиях этой, пережитой в детстве, жестокости в судьбах взрослых, оборачивается историей об одержимости творчеством. Каково это, писать в стол. Миссия писателя - придумывать истории и всё, или должна им учитываться ответственность, чем придуманное слово отзовется.
Спектакль вспоминается, обдумывается, не вышел и забыл. Вспоминаются эстетические моменты, которыми некогда было насладиться из-за внимания к закрученному сюжету. А ведь атласная красная ленточка с креста - это было красиво; демонстративная озвучка спектакля подручными средствами - отдельный спектакль, плохо рассмотренный из-за того, что от работы артистов на ролях главных героев глаз не оторвать. Вспоминаются рассказы Катуриана, и вычисляются реальные литературные шедевры, на которые МакДонах сочинил эти нарочито графоманские пародии. "Загадка без разгадки" - у кого-то я ведь точно подобное читала, вспомнить бы где.
Долгоиграющая вещь оказалась. Обещает при новом просмотре показать что-то новое, ещё не отраженное сознанием. Затягивает. Хочу ещё.