Анатолий Ефремов: оркестр - это вся моя жизнь

Aug 20, 2014 22:17




На прошедшей недавно Ассамблее за выдающиеся заслуги перед городом Почетным знаком «Серебряный герб города Королёва»был награжден А. А. Ефремов, директор муниципального духового оркестра. А на днях в ЦДК им. Калинина состоялся большой концерт коллектива, посвященный 75-летию родного города. Сам же городской духовой оркестр значительно старше: образован в 1924 году и является одним из старейших творческих коллективов области! И 57 из 89 лет его существования здесь играет Анатолий Ефремов.
[Spoiler (click to open)]

- Анатолий Алексеевич, в оркестре вы начали играть совсем мальчишкой. Родители привели?
- Пришел сам: в середине пятидесятых среди молодежи бытовало увлечение художественной самодеятельностью. Мы с приятелем решили записаться в какой-нибудь коллектив. Пришли после уроков в Центральный клуб, располагавшийся в здании, где ныне находится Хоровая школа. Другу почему-то хотелось учиться играть на домре, а я даже толком не представлял, что это за инструмент. Но нужный педагог на тот момент отлучился. Приятель ушел, а я решил еще немного подождать. Мимо проходил какой-то мужчина. «Чего, - спрашивает, - ждешь?». Я объяснил. «А почему на домре? Уже учился на ней? Ну-ка, идем со мной!»
Это был руководитель духового оркестра Ефим Дубин-ский. Он привел меня в комнату для репетиций, проверил слух.
Хороший слух достался мне от отца, в свое время игравшего на баритоне. «Подходяще, - говорит Ефим Харито-нович, - будешь альтистом!» Я испугался, что «на этой трубе не смогу». «Ерунда, - возражает он, - семечки любишь? Вот и дуй так, будто шелуху с губ сдуваешь!»
Я попробовал, и дело пошло: буквально за месяц осилил гаммы, а уже в следующем, 1957 году, играл в основном составе. Родители долго и понятия не имели, что я занимаюсь музыкой. Им не до того было: отец с войны вернулся инвалидом, без пальцев руки. Мать трудилась на низкооплачиваемых работах, а в семье росли трое детей.
Запомнился эпизод, когда я получил свою первую зарплату. Занятия в оркестре считались самодеятельными, за выступления нам не платили, за исключением демонстраций: за игру на них каждый получал по 25 рублей. Принес, помню, их домой, отдал матери. А она не поверила, что заработал игрой в оркестре! «Я, - говорит, - столько должна работать за 25 рублей, а тут их платят за то, что в трубу дудишь?!» Ходила выяснять, потом извинялась, что не поверила…
В 14 лет прошел по конкурсу в образцово-показательный оркестр Военно-воздушной академии им. Жуковского. Играл там сначала на альте, затем на трубе.
Поступая туда, хотел помочь родителям: воспитанники Академии жили на гособеспечении. С непривычки пришлось нелегко: военная дисциплина плюс учеба в вечерней школе. Но и почетно, и интересно тоже - четырежды играл во время парадов на Красной площади! Однако потом я серьезно заболел, простудившись во время зимнего выступления, и из оркестра Академии меня списали.
Вернулся в город и в родной оркестр, устроился на завод учеником маляра…
- На какой завод?
- Он тогда назывался «п/я 924». Кстати, в качестве маляра я отделывал в строящемся ДК имени Калинина комнату для занятий духового оркестра.
- Что собой представлял тогда городской оркестр?
- Большой, около 60 человек, сильный коллектив. Ефим Харитонович, в прошлом - солист Большого театра (валторна), был не первым его руководителем (создателем оркестра был Д. Д. Азаров, а с 1937 года им руководил В. С. Бедников). Однако именно Дубинский, принявший коллектив в 1953-м, поднял его уровень и популярность, привлек талантливую молодежь. Помимо
любимых народом маршей, оркестр играл сложные, редко исполнявшиеся вещи. Мы стали лауреатами Всемирного фестиваля молодежи, в его рамках играли на разных площадках Москвы, в основном в Сокольниках. Каждому оркестранту вручили значок лауреата. Я по молодости сразу же подарил его кому-то, о чем сейчас жалею…
В те годы оркестр неоднократно становился победителем областных конкурсов.
После ухода Ефима Харитоновича сменился ряд руководителей, пока в 1972 году к нам не пришел заслуженный деятель искусств УССР И. П. Лопань. В 1973-м оркестру было присвоено звание «Народный коллектив», в 1977-м он стал лауреатом 1-го Всесоюзного фестиваля художественного творчества. В те годы мы играли для делегатов съездов КПСС, выступали на сценах Большого театра, Дома союзов, Кремлёвского дворца съездов.
Нам очень повезло: базируясь в городе космической науки, мы смогли прикоснуться к истории, участвуя в торжественных встречах космонавтов.
- И Гагарина встречали?
- А как же! С этим связана почти детективная история. Когда в Калининград приехал Гагарин, мы с воодушевлением играли марши. Я вырвал из своей книжки партии первой трубы листок с нотами «Марша авиаторов», и Ефим Харитонович передал его космонавту №1 с прось бой расписаться. Гагарин так и сделал, вернул листок и еще похвалил: как, ребята, здорово играете! Мы спрашиваем: «Вы, Юрий Алексеевич, разве в духовой музыке разбираетесь?» - «А я в ремесленном училище на трубе играл!»
Листок с автографом Гагарина стал талисманом оркестра, висел в рамке на стене. Потом мы встречали с ним Титова и других космонавтов, вплоть до Терешковой, и все они расписывались на этих нотах.
Но в следующий раз, кажется, при встрече экипажа Комарова, нам не повезло. Передали мы свой листик через кого-то, а назад не получили, и концов не нашли. Погоревали и забыли, но история имела продолжение: в журнале «Музыкальная жизнь», в статье, посвященной композитору Ю. Хайту, автору «Авиамарша», было опубликовано фото нашего листочка с автографами. Мы обращались и в редакцию, и к вдове Юлия Абрамовича, но выяснить местонахождение оригинала так и не смогли...
- Между тем в советское время коллектив считался самодеятельным, и оркестранты должны были трудиться где-то еще, а музыка для них оставалась хобби?
- Да, и я все эти годы работал в основном на ЗЭМе. Но могу сказать без преувеличения: подлинной моей жизнью была музыка, оркестр! Я и будущую жену Антонину встретил благодаря ему: мы играли в городском парке, а она пришла на танцы.
- А когда оркестр перешел на профессиональные рельсы?
- В 2003-м, когда стал муниципальным.
- Помимо директора ведущую роль в жизни оркестра играет дирижер?
- С 1992 года это Александр Базелюк; под его руководством мы заняли второе место среди коллективов Москвы и области на смотре-конкурсе духовых оркестров «Салют Победы». С 2004 по 2008-й нашим дирижером был Р. Ф. Ишкильдин. Сейчас дирижеров в оркестре два: М. В. Фёдоров, выпускник военно-дирижерского факультета Московской консерватории, и А. З. Бази-люк. Ныне в составе Королёвского духового оркестра - 32 профессионала, иные имеют по два высших музыкальных образования. Некоторые из музыкантов, начинавших у нас, сейчас играют в оркестрах Большого театра, Минобороны, джазовой музыки им. Лундстрема, отмечены высокими званиями. Сегодня нам по плечу самые сложные произведения и смелые эксперименты. А мы уже начинаем подготовку к 90-летию коллектива. Несмотря на почтенный возраст нашего оркестра он молод душой и готов к новым творческим свершениям!
Беседовала Наталия БОРИСОВА
АНАТОЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ЕФРЕМОВ родился в 1943 году в Рязанской области.
В нашем городе живет с 1944 года; учился в 6-й и 4-й калининградских школах.
В городской духовой оркестр Центрального клуба при заводе № 88 пришел в 1956 году и играет там по настоящее время.
В 1957-1960 годах служил в показательном оркестре Военно-воздушной академии им. Жуковского.
В 1957-м - в составе Калининградского духового оркестра стал лауреатом Всемирного фестиваля молодежи и студентов.
С 1960 года работал на ЗЭМ РКК «Энергия».
С 2006 года - директор Муниципального оркестра города Королёва.
У него есть сын, две внучки и внук.
Источник: http://www.mosoblpress.ru/mass_media/3/113/item121220/



оркестр

Previous post Next post
Up