Становление и развитие любых технических решений не является самоцелью, а крайней необходимостью общества в них на определенной ступени его развития с учетом экономического, политического, военного и международного положения страны.
Так обстоит дело и с возникновением и совершенствованием ракетно-космической техники.
Поскольку ракетная техника возникла задолго до Великой Отечественной войны, а мне пришлось в своей работе иметь дело только с нею, то я свои воспоминания представлю как ретроспективный взгляд на мой пройденный путь.
До Великой Отечественной войны
Сейчас средствами массовой информации проводится жесткая критика и ошельмование всего, что было сделано нашим поколением в 30-е годы. При этом делается основной упор на то, что приоритет следовало отдавать свободе и счастью отдельной личности (человека), а не государственному переустройству - строительству социалистического общества.
Но может ли быть человек свободен и счастлив в порабощенной, колониальной стране, тем более российский, русский человек? Уверен - не может.
В России к 30-му году полностью отсутствовали, или были в зачаточном состоянии почти все виды машиностроения, металлургия, разрушено сельское хозяйство, царили нищета и безграмотность. И это в условиях вражеского окружения.
История перед Россией поставила жесткие рамки: имеющееся отставание в Развитии России от Европы в 50-100 лет пройти не более чем за 10-15 лет. Об этом говорили и Ленин и Сталин.
А теперь представьте энтузиазм и подвиг народа, который за неполные 12 лет (с 1929г. по 1941г.) сумел:
- создать мощную металлургию (Кузнецкая магнитка и др.);
- мощное машиностроение, станкостроение, построил ряд крупных заводов, таких как Челябинский тракторный завод, Сталинградский тракторный, метро в Москве. В одном городе Горьком - автозавод, артиллерийский завод, авиазавод, химические комбинаты и лр.;
- реорганизовать сельское хозяйство в колхозы. Конечно, немало наломали дров, но без этого не было бы ни промышленности, да и войну бы не выиграли.
- провести культурную революцию - от сплошной безграмотности к сплошной грамотности. Нужны были свои (не иностранные) кадры, и в достаточном количестве. Для этого было построено много школ и институтов.
Это все происходило на моих глазах. В это время я учился:
С 1932г. по 1935г. - в Школе колхозной молодежи;
С 1935г. по 1938г. - в средней школе, которая еще была платной
Мои бабушка и дедушка:
Культина Любовь Степановна Культин Алексей Павлович
В 1938г. поступил во вновь построенный Горьковский индустриальный институт на кораблестроительный факультет (конкурс по институту 4 абитуриента на одно место, по выбранному мной факультету 13 абитуриентов на одно место), где и застала меня война.
Государство уделяла большое внимание к подготовке населения к войне. Учась в средней школе, я посещал кружки, где нас учили и по окончании которых мне выдали свидетельства и значки:
- «Готов к труду и обороне»;
- «Ворошиловский стрелок» 1 ступени;
- «Готов к санитарной обороне» (это был серьезный курс при районной больнице);
- «Готов к химической защите» (при военкомате).
А в это время война уже шла. Япония в течение многих лет вела войну с Китаем, заняла Манчжурию и закрепилась там, воевала и с нами на Халхин-Голе и в районе озера Хасан.
Вторая мировая война фактически началась с аншлюса (поглощения) фашистской Германией Австрии. В конце 1939 года немцы подтолкнули Финляндию на войну с нами. Расчет на проверку готовности СССР к войне. В случае успеха Финляндии Германия развязала бы войну с нами еще в то время.
В 1930 году группа исследования реактивного движения (ГИРД) работала над разработкой, созданием и испытанием твердотопливных и жидкостных ракет. Этой группой энтузиастов, работающих без какой-либо помощи, на свои средства, руководили Цандер Ф.А. и Королев С.П. В нее входили Ю.А. Победоносцев, М.К. Тихомиров и ряд других. Их разработки очень помогли созданию у нас уже в начале войны знаменитых «Катюш» (главный конструктор Костиков).
Великая Отечественная война
Война меня застала в воскресный день 22 июня 1941г. в чертежном зале института, где наша группа сдавала экзамен по «Судовым устройствам» корабля, в 12 часов дня.
Вбежавший студент громко крикнул «Война!». Мы, студенты не сразу осознали эту весть, только наш профессор изменился в лице, побледнел и тихо произнес: «Это очень страшно».
На другой день все студенты института как один написали личные заявления с просьбой направить на фронт (за исключением нашего секретаря комсомольской организации института, фамилии не помню, который заявил: «Я здесь в тылу принесу больше пользы», и который был сразу же исключен из комсомола»).
Дня через два нам сообщили, что военкомат решит с каждым заявлением в отдельности, и чтобы мы были готовы к этому. А пока отпустили всех на каникулы с условием: иногородним остаться в общежитии, местным оставить свои городские, или областные адреса близлежащих сел.
Вернувшись в конце августа в свое общежитие, обнаружил несколько уже не нужных повесток из райвоенкомата в мой адрес. Многие студенты были направлены в школы младших командиров на ускоренные (до 3-х месяцев) курсы. Дальнейший набор в школы прекратился, т.к. стали очевидным затяжная война и потребность более грамотных кадров для армии.
В октябре пришло известие о том, что 73 наших студента, окончивших школу младших офицеров, погибли в разбомбленном поезде при следовании на фронт.
Вскоре был издан приказ Верховного Главнокомандующего о возвращении всех студентов из армии в свои институты. Начался набор студентов старших курсов в Академии: Военно-морскую, Артиллерийскую, Бронетанковую, Связи, Химической защиты и др. Этот набор группами по 50 человек проходил в каждую из указанных Академий несколько раз. После последнего набора на кораблестроительном факультете уже в марте 1942г. остались только два студента 5-го преддипломного курса - я и Анатолий Ваганов, который впоследствии стал профессором на своем факультете.
Ваганов Анатолий Максимович (1918-1990) - профессор.
Горьковский политехникум водного транспорта (1938),
Горьковский индустриальный институт (1943), кораблестроительный факультет. Работал конструктором ЦКБ МСП, на заводе им. Петровского. С 1944 года работал на кафедре судостроения, пройдя путь от аспиранта до профессора. С 1960 года по 1974 год был заведующим кафедрой “Судостроение”. В 1975 году ему присвоено ученое звание профессора. В 1965 г. вышел его учебник “Общее устройство судов”, а в 1972 г. опубликована монография “Проектирование корпусных конструкций из стекло-пластика”. Он автор первого в стране учебника по проектированию судов с динамическим поддержанием (1978). Широко известен работами по применению пластмассовых конструкций на судах, в области проектирования скоростных судов [1].
Я обратился к старшему уполномоченному от Артиллерийской Академии зачислить в список и меня, на что тот ответил, что охотно это сделает, но меня не отпускает декан факультета. Обратился к декану. Тот сказал, что хочет оставить меня на кафедре, т.к. многие из преподавателей были уже направлены в армию. Пришлось мне писать заявление с проьбой о добровольном отпуске в армию (это уже второе мое заявление).
Так я оказался в списках слушателей Артакадемии, и 11 марта 1942г. поехал в Самарканд.
А в конце октября 1941г. всех студентов направили на строительство оборонных сооружений вокруг г. Горького. Разместили группами по 5-7 человек по избам деревни Малая Талка в Павловском районе. Шла большая работа по созданию противотанкового рва и сооружению ДЗОТов. К этой работе были привлечены многие тысячи горожан и жителей деревень. Это был трудовой фронт. Наша задача - рыть котлованы под ДЗОТы. Наступала очень холодная зима с морозами до - 430С, было много обмороженных, особенно девушек, которых отправляли обратно в институт. Земля промерзла на глубину до 80 см., пришлось долбить ее верхний слой ломами, клиньями и кувалдами. С завершением строительства в феврале 1942г. вернулись в институт.
Артиллерийская Академия им. Ф.Э. Дзержинского
Долгий и трудный путь в теплушке - и вот он, жаркий и богатый Ташкент. Война в нем не ощущается, а далее - сказочный Самарканд. Разместили в казарме и приступили к учебе.
Наша группа была зачислена слушателями на факультет боеприпасов, где кроме нас были такие же преддипломники московских институтов МАИ, МВТУ и три грузина из тбилисского университета.
Занятия проводились в здании биологического факультета Самаркандского университета.
Темп обучения соответствовал военному времени. - от подъема в 6 часов утра до отбоя в 23 часа без каких-либо выходных. В одни и те же дни слушали лекции, сдавали зачеты, экзамены и проч. Так как общетехническая подготовка у всех была хорошей, нам нужно было освоить все военные дисциплины, как общеакадемические, так и своего факультета.
Отец: второй ряд, четвертый справа.
Осенью 1943 года сделали дипломные работы. Моя - 82-мм кумулятивная мина со взрывателем к ней.
Профессорско-преподавательский состав оценил наш выпуск офицеров как сильнейший за многие годы.
Распределили всех офицеров непосредственно на заводы Урала, Москвы, Горького и др., кроме 6 офицеров, которым в отличие от других присвоено звание «Гвардии» и направили в отдел кадров ГАУ. В их числе оказался и я. В ноябре 1942г., прибыв в Москву, в отделе кадров, который размещался в здании Артакадемии, получили наши личные дела и с ними отправились на Фрунзенскую набережную в УПБ и СВ ГМЧ КА (управление производства боеприпасов и снабжение гвардейских минометных частей Красной Армии).
Там сдали личные дела принявшему нас полковнику, который сказал, что направит нас на фронт в войска Гвардейских минометных частей («Катюши»), чему мы очень обрадовались и ждали оформления дел в коридоре (это была моя третья попытка попасть на фронт).
Проходивший мимо подполковник (это был Мрыкин А.Г.) поинтересовался нами, и мы ему с удовольствием рассказали, что ждем направления на фронт. Он возмутился, пошел в указанную нами комнату, вышел с нашими делами и сказал, что мы направлены в его распоряжение, никакого фронта нам не будет, а поедем мы на заводы по изготовлению боеприпасов для «Катюш». Так я оказался в кустовом военном представительстве г. Горького.
Курсив мой. Источники:
(1) Сайт «Энциклопедия Нижнего Новгорода»
(2) Военный энциклопедический словарь ракетных войск стратегического назначения. Министерство обороны РФ;
(3) Сайт «Космический мемориал»
(4) Черток Б.Е. «Ракеты и люди».