"Купечество Перловых."

Sep 19, 2014 21:04



koval.lad вывесила фотку
изменено 8 декабря 2013 года, в 19:11


Герб Перловых

Герб Перловых внесен в Часть 15 Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи, стр. 28

Примечание: часть 15 Общего гербовника никогда не издавалась и хранится в единственном экземпляре в Российском государственном историческом архиве, г. Санкт-Петербург.

Изображение герба из Высочайше утвержденного акта (диплома или официального гербовника) в настоящее время недоступно для публикации.

Описание герба (блазон):
В лазуревом щите шесть, расположенных в круг, жемчужин (перлов) натурального цвета. Щит увенчан дворянским коронованным шлемом. Нашлемник: между двух лазуревых орлиных крыльев, на каждом из которых по жемчужине натурального цвета, чайный куст с шестью цветками натурального цвета. Намет: лазуревый, подложен серебром. Девиз: «ЧЕСТЬ ВО ТРУД» серебряными буквами на лазуревой ленте.

Описание герба из Общего Гербовника приводится по результатам переработки материалов И.В.Борисова.

Дата пожалования: 30.11.1888

Комментарии и дополнительные сведения:

Сергей, Алексей и Василий Перловы «во внимание к 100-летней деятельности рода московских купцов Перловых на поприще торговли и в воздаяние их заслуг» жалованы дипломом на потомственное дворянское достоинство.
ДС, том XI, стр.25

[Spoiler (click to open)]

koval.lad

8 декабря 2013 года, 18:43

В конце XIX века купцу I гильдии Василию Семёновичу Перлову, одному из владельцев известнейшей чаеторговой фирмы России того времени, были отведены земли под дачное строительство. К 1894 году в посёлке, получившем название по фамилии владельцев, внаем сдавалось более 80 дач, каждая имела свой номер. «Весь лес-парк изрезан дорожками, утрамбованными красным песком, по которым можно гулять даже в сырую погоду... По окраине дач протекает Яуза с устроенными на ней купальнями», - читаем в старом путеводителе. Был в Перловке и свой парк, где 6 мая 1897 года освятили деревянную церковь Донской иконы Божьей Матери, построенную по проекту Петра Павловича Зыкова (1852-1899) (не сохранилась). В 80-х(?) годах XIX века получили специальное разрешение на остановку поезда на станции Перловская, со временем рядом со станцией устроили почтово-телеграфную станцию, телефон, лавки. Для дачников выстроили деревянный театр в «мавританском стиле», сгоревший по неизвестной причине до революции. Афиши начала XX века и газетные театральные рецензии сохранили для нас имена артистов, выступавших на его сцене. В концерте 1897 года перед благодарными зрителями пели: меццо-сопрано, солистка Большого театра госпожа Мшанская-Соколова и только что дебютировавший на императорской сцене господин Собинов. Обозреватель пишет: «У него свежий, красивый тенор, свободно идущий вверх. Можно с уверенностью предсказать г. Собинову выдающуюся карьеру». В свободные от спектаклей дни в театре устраивались балы и сеансы синематографа. В 1892 году после смерти В. С. Перлова, не имевшего детей, торговое дело и земельные владения перешли его братьям Ивану (1843-1900) и Николаю (1849-1911). Николай Семёнович стал директором-распорядителем Товарищества чайной торговли «В. Перлов с С-ми», но под его руководством фирма оказалась на грани разорения, и в 1909 году Н. С. Перлов продал Удельному ведомству дачный посёлок и внёс деньги в качестве погашения задолженности фирмы. После продажи большей части дач несколько домов осталось за Перловыми. Николай Семёнович Перлов жил летом на своей даче, в соседней даче расселялись его многочисленные гости. На протяжении многих лет Н. С. Перлов был попечителем Перловской земской начальной школы. Священник Тайнинской церкви Пётр Иванович Розанов служил в дачной Перловской церкви, вёл Закон Божий в начальной школе. У железнодорожной станции в двухэтажном каменном доме была контора Н. С. Перлова. Последним управляющим дачами был Иван Ефимович Иванов, на каждые девять дач приходился один сторож. В 1910-х годах здесь было уже около 200 дач, а в 1920-е - 400. После революции дачи национализировали, превратили в общежития и дома для постоянного проживания рабочих и служащих московских и мытищинских заводов.

koval.lad в ответ вывесила фотки у себя
8 декабря 2013 года, 19:02




Товарные печати фирмы

koval.lad в ответ вывесила фотки у себя
изменено 9 декабря 2013 года, в 00:45






банка из под чая

koval.lad в ответ вывесила фотки у себя
8 декабря 2013 года, 19:04




Короб из под чая

koval.lad в ответ поделилась ссылкой у себя
изменено 9 декабря 2013 года, в 00:50

http://www.upmerf.ru/metsenati-otechestva/kultura-bit-chelovekom-dinastiya-perlovich
http://www.pravoslavie.ru/jurnal/051026103620.htm
http://oko-planet.su/ekstrim/ekstrimsovet/158260-russkiy-chay.html
http://www.kalashnikov.ru/upload/medialibrary/755/058_064.pdf

koval.lad в ответ вывесила фотки у себя
8 декабря 2013 года, 19:23




Сергей Васильевич - представитель одной из крупнейших купеческих династий, сделавших имя на чайной торговле. Важно отметить, что Перловы, в отличие от многих известных в XIX веке купеческих кланов, имели корни не в одном из старообрядческих «согласий», но в православии. Открыв чайную торговлю в последней четверти XVIII века, к рубежу XIX-XX веков Перловы стали лидерами в этой области. Многие представители династии вошли в анналы российской истории не только как удачливые коммерсанты, но и как крупные благотворители. Высшей наградой для всего семейства стало пожалование его членов в потомственное дворянское достоинство, состоявшееся в 1887 году, «во внимание к столетней деятельности рода Перловых на поприще торговли и в воздаяние их заслуг». Вместе с дворянским достоинством Перловы получили герб с начертанным на нем семейным девизом - «Честь в труде».

Наибольшие заслуги на ниве благотворительности, прежде всего церковной, принадлежат Сергею Васильевичу Перлову. Выходец из московской купеческой среды, он стал своего рода оправданием этой среды, оправданием того поколения, к которому он принадлежал.
Сергей Васильевич Перлов родился в 1835 году в семье потомственного почетного гражданина, купца первой гильдии Василия Алексеевича Перлова. Образование С.В. Перлов получил в доме отца: был обучен азам грамоты и ведению дел семейной фирмы. В 1861 году он женился на Анне Яковлевне Прохоровой, представительнице династии крупных мануфактурщиков. В 1869 году, после смерти отца, В.А. Перлова, семейная фирма «Василий Перлов с сыновьями» перешла к Сергею и его старшему брату Семену. В 1891 году Сергей Васильевич вышел из нее и основал собственную фирму - Товарищество чайной торговли «Сергей Васильевич Перлов и Ко», занимавшуюся главным образом внутренней торговлей. Отделения Товарищества были разбросаны по различным городам Российской империи: к 1915 году их насчитывалось более сорока, только на главных улицах Москвы - до десятка магазинов. Главный офис фирмы располагался в «чайном домике», что на Мясницкой, 19. В отличие от брата Семена, рассчитывавшего на массового покупателя, Сергей Васильевич держал марку за счет состоятельной части городского населения - гильдейского купечества и аристократии. Благодаря этому, Сергею Перлову удалось без больших потерь пережить кризис начала XX века, больно ударивший по фирме-конкуренту «В. Перлов с сыновьями».

Если посмотреть на «послужной список» Сергея Васильевича, то к началу 1890-х этот человек ничем не выделялся среди членов рода Перловых, живших на исходе века. Время предпринимателя распределялось между устроением дел фирмы и различными общественными, в том числе благотворительными, служениями. Так, в разное время С.В. Перлов был выборным московского купечества и Московского биржевого общества, с 1881 по 1893 годы - гласным Московской городской думы. В 1870-1877 годах он состоял агентом Московского комитета о просящих милостыни, то есть занимался приисканием рабочих мест для нищих и неимущих.

Супруга Сергея Васильевича, Анна Яковлевна, многие годы находилась под духовным водительством старца Амвросия Оптинского, основавшего в 1884 году на средства своей духовной дочери монахини Амвросии (Ключаревой) Шамординскую Казанскую женскую пустынь. Анна Яковлевна регулярно ездила за советом к старцу одна, без мужа. В первую же ее поездку в Оптину, во время беседы с отцом Амвросием, Анна Яковлевна рассказала ему о Сергее Васильевиче. «Никогда не зови его с собой в Оптину», - строго сказал старец. - «Он сам приедет». Предсказание старца сбылось. В 1885 году 50-летний С.В. Перлов, к большой радости жены, выразил желание поехать вместе с ней в Оптину. Там, возле кельи старца, как всегда, толпился народ. Внимание Перлова привлекла бабушка с мальчиком. «Зачем ты приехал к отцу Амвросию? - спросил он мальчика. - Ты хочешь просить у него помощи?» Тот обиделся: «У меня умерла мать, и мы с бабушкой приехали спросить батюшку, как нам теперь жить». Серьезный ответ ребенка поразил Сергея Васильевича. С этих пор он сам стал спрашивать отца Амвросия, как ему жить, советоваться с ним во всяком начинании.

В первый же приезд С.В. Перлова в Оптину он пожелал посетить общину сестер шамординских. Небольшая пустынька (в 1885 году обитель состояла из небольшой церкви и четырех-пяти домиков) Перлову понравилась, он внес первое пожертвование на ее нужды «из любви к старцу Амвросию» и… уехал с тем, чтобы вновь ненадолго вернуться сюда лишь через четыре года, когда отец Амвросий гостил по летней поре в Шамордине.

По прошествии еще двух лет обитель оказалась придавлена тяжкой глыбой несчастья. После Пасхи 1891 года настоятельница обители, мать Евфросиния, тяжело заболела и ослепла. Она хотела подать в отставку, но Амвросий не благословил. А еще через полгода закончился земной срок самого старца. К этому моменту на территории обители было множество неоконченных построек, в их числе - поистине огромный Казанский собор. Средств не то что на строительство, даже на житье не было - и взять их было неоткуда. Больше трехсот «шамординок», из которых многие были бедными, больными, убогими, остались безутешными сиротами. Со дня кончины старца, с середины октября по самое Рождество 1891 года, Шамординская пустынь жила, всецело уповая на милость Божию. Можно себе представить, как трудно приходилось игуменье и монахиням на протяжении двух с половиной холодных месяцев. Кто знает, может, именно смирением сестры обители и заслужили ее будущее процветание?

С.В. Перлов всю жизнь трудился в поте лица. Для него семейный девиз «Честь - в труде!» был отнюдь не пустым звуком. И Сергей Васильевич поразился тому, что увидел в обители: игуменья не посылала сестер за «сбором», не заставляла выпрашивать деньги или жаловаться начальству. Обитель ждала избавления единственно от Бога - и дождалась. Перлов взялся помогать Шамординской обители, пуская на нее все свои доходы. Тогда-то и пришло к нему главное дело всей жизни.

Прежде всего, он позаботится о материальном устроении обители. При нем завершается возведение по проекту архитектора С.В. Шервуда 15-главого собора во имя Казанской иконы Божией Матери, выполненного в «русском стиле». В том же стиле, из красного кирпича, возводятся и другие постройки обители: трапезная палата, храм в честь преподобного Амвросия Оптинского, богаделенный и больничный корпуса, водонапорная башня…

* * *

Человек по натуре своей практичный, Сергей Васильевич хорошо понимал необходимость такого устройства обители, при котором она могла бы сама себя обеспечить средствами к существованию. Движимый стремлением сделать будущее обители безоблачным, он устраивает при ней разнообразные мастерские: живописную, чеканную, переплетную, коверную, а также фотографию и типографию. Кроме того, он нанимает учителей для монахинь, присылает в Шамордино всевозможные инструменты, пособия и образцы, необходимые для освоения того или иного ремесла. Наивысшей наградой для Перлова были успехи монахинь. Значительная часть интерьера Казанского собора, освещенного в 1902 году, - иконы, позолота иконостасов, иная утварь - были выполнены их руками. Трудились сестры не покладая рук, и не только в мастерских. По свидетельству дочери М.Н. Толстой, сестры Л.Н. Толстого, все работы на монастырском огороде и на поле, за исключением пахоты, исполнялись монашками. Видимо, любовь «шамординок» к непрестанному труду больше всего остального сближала их духовно со своим покровителем. Потому что участие Сергея Васильевича не ограничивалось только материальным содействием процветанию обители. Не менее ревностно он опекал самих монахинь, вникал во все их беды и печали, был им заботливым отцом. В праздничные дни Перлов приглашал к себе в домик детей из приюта, певчих, сестер, поил их чаем (фирменным, перловским, - его было принято пить и в Шамординской, и в Оптиной пустыни) со всевозможными лакомствами и больше всего радовался оттого, что мог доставить своим гостям удовольствие.

В последний год жизни, предчувствуя близкую кончину, Перлов заложил в обители часовню-усыпальницу для настоятельницы обители, где завещал похоронить и свое тело: «Я хочу лечь в Шамордине, чтобы мои дети не забывали его». Умер Сергей Васильевич Перлов в Москве в 1911 году, на 76 году жизни. Гроб с его телом был перевезен в Шамордино, где и был торжественно похоронен.

Многие добрые христиане, как те, кто жил на закате Российской империи, так и наши современники, могли бы позавидовать столь достойной судьбе. Жизнь Сергея Васильевича являет собой некий нравственный образец, словно бы указание, сотворенное Господом Богом для российского предпринимателя: таким путем следует русскому богатому человеку идти в Царствие Небесное, столько трудов предстоит ему совершить, чтобы слова Христа об «игольном ушке» перестали висеть гибельною угрозой над душой его.

* * *

«Золотой век» русской благотворительности знал множество ярких купеческих характеров. Купцов-самодуров и купцов - тонких знатоков искусства. Самоотверженных меценатов, благодаря которым появлялись новые театры и картинные галереи, и, рядом с ними, - жестко-прагматичных предпринимателей, ни в чем не жалевших ближнего своего. Тех, кто в делах своих руководствовался прежде всего страстями, тех, кем двигала блестящая образованность и тяга к высокой культуре, наконец, тех, для кого главным духовным водителем была вера. Далеко не все наши коммерсанты считали необходимым тратиться на храмы, школы, искусство. И все-таки, класс коммерсантов России занимался благотворительностью как правило, а не в виде исключения. В людях той поры христианский идеал боролся со многими мудрованиями и соблазнами, но всё еще держался. Именно он имел определяющее значение. Именно христианское мировидение, корнями своими пронизавшее почву русской жизни до самых ее глубинных слоев, так или иначе подталкивало предпринимателя той эпохи к роли активного благотворителя. Пути и формы подобного воздействия оказывались разными, но суть всегда была одна. Просто некоторые из состоятельных людей предреволюционной поры осознавали это в полной мере, а другие всего лишь с детства вдыхали евангельский дух, растворенный в обществе того времени, и в должный час, накопившись в легких, он приводил их на благие дороги.

Благотворительность оставалась для богатого человека делом нравственно достойным и даже необходимым, поскольку она всё еще являлась частью общественного идеала. А идеал этот, в свою очередь, был результатом многовековой христианской судьбы России.

В наши дни трудно определить, кто из них был для современников наиболее крупной фигурой, чей образ жизни сильнее всего влиял на умы. Даже если говорить о такой призрачной вещи, как известность, то и она в отношении титанов меценатства зависит от времени и обстоятельств, из которых вглядывались в их судьбы потомки. Всякое время избирало среди них своих кумиров, поднимало их имена на щит, оставляя прочих на втором плане, а то и вовсе на задворках истории. Очередной поворот колеса времени по воле Господней славнейших уводил в тень и выдвигал на их место тех, кто прежде был едва заметен. Все они, так или иначе, достойны уважения. Все они оставили нашей цивилизации добрые дары. Всем им - от неистовых натур, пребывающих в цветении страстей своих, до благочестивых праведников - положен почтительный поклон и добрая память потомков.

Но в наши дни всё большую признательность образованного класса обретают люди, исполненные прямой и стойкой праведности, когда-то явленной русскому миру Сергеем Васильевичем Перловым.

koval.lad в ответ вывесила фотки у себя
8 декабря 2013 года, 19:00




















Вначале вспомним слова замечательного писателя Ивана Шмелева орусском купечестве: «Нет, не только «темное царство», как с легкого слова критика повелось у нас называть русского купца XIX века - излюбленного героя комедии А.Н. Островского; в России - жило и делало государственное и, вообще, великое жизненное дело воистину именитое купечество - «светлое царство» русское. Великое древо жизни росло и крепло. Где оно, это древо, ныне?.. Какие силы и надежды, какие взмахи, души... Где все теперь?!

А тысячи церквей, по всей России! Школы, больницы, богадельни, приюты, университеты, народные дома, театры, библиотеки, музеи - по городам, по городкам, по селам. Видал я сметы городов и земств. В холодных цифрах, в этих «стипендиях и капиталах» - сколько!.. Надо знать. По всей России и не сочтешь. Все это создавалось - кем? Русскими, православными людьми, - «вчерашними мужиками» создавалось. И это - «темное царство!» Нет: это свет из сердца!»

Эти пронзительные слова писателя сказаны будто и о купеческой династии Перловых. Перловым мы обязаны тем, что они сделали чай русским национальным напитком. Это дело началосьеще при «тишайшем царе» Алексее Михайловиче. В 1787 году Алексей Перлов открыл первые чайные лавки в Торговых рядах на Красной площади. Его сын Василий Перлов в 1860 году создал Товарищество чайной торговли «В. Перлов с сыновьями». Со временем Перловы стали «чайными королями» России, и по уровню доходов сравнялись с крупнейшими русскими предпринимателями - Рябушинскими, Морозовыми, Прохоровыми. В конце XIX века у Перловых было 88 торговых точек в России и Европе, в том числе в Париже, Вене и Берлине. В одной только Москве на центральных улицах располагались 14 магазинов, где также торговали сахаром и кофе. И в наши дни мы можем любоваться легендарным магазином Перловых на Мясницкой, прозванным в свое время москвичами «чайной шкатулкой».

Предприимчивость Василия Перлова не знала границ, и он нашел еще один способ приумножить родовой капитал: построил в наших местах тот самый дачный поселок, о котором шла речь в начале материала. Располагался он близ церкви в честь Донской иконы Божьей Матери, сооруженной на средства все тех же Перловых. Во времена церковных гонений храм был разрушен. Ныне действующая церковь находится недалеко от месторасположения первого Донского храма. А место разрушенной церкви сейчас освящает часовня. ...

Это был один из самых престижных и дорогих дачных поселков для московской элиты. Для удобства жильцов предлагались редкостные для того времени душ и персональный туалет.Аренда дач оплачивалась не менее чем за три года вперед и была сопоставима с наймом престижного жилья в центре Москвы. При строительстве железной дороги на Сергиев Посад Перлов добился открытия платформы «Перловская» Ярославской железной дороги.

А успехи в чаеторговле были отмечены указом Александра III: купцам пожаловали дворянство - «во внимание к 100-летней деятельности рода московских купцов Перловых на поприще торговли и в воздаяние их заслуг». Фамильным символом стал чайный куст, шесть жемчужин знаменовали фамилию (жемчужина в старину называлась «перлом»). Девиз же был таков: «Честь в труде». Перловы получили звание Поставщиков Двора Его Императорского Величества. Кроме того, они обеспечивали чаем императора Австрии, короля Румынии, князя Черногории и Великого герцога Нассауского.

Поистине не знала границ благотворительность Перловых. Создавались приюты, учреждались именные стипендии для нуждавшихся сирот, открывались бесплатные народные столовые, убежища для престарелых и раненых воинов, финансировались комиссии по устройству народных чтений. В заметках писателя Ивана Шмелева о русском купечестве есть и такие строки: «Не хлопотали о народе, не кричали, не суесловили. А делали, без шума, просто. Их надо вспомнить.

Микула

8 декабря 2013 года, 19:15



Микула

8 декабря 2013 года, 19:16



Микула

8 декабря 2013 года, 19:16



Микула

8 декабря 2013 года, 19:18

А запах передать нельзя ...

koval.lad в ответ вывесила фотки у себя
изменено 8 декабря 2013 года, в 19:36










Вдова С.В.Перлова прожила в этом доме до самой кончины в феврале 1918 года. Дом сразу же «уплотнили» в коммуналки - число комнат соответствовало числу окон.

koval.lad

8 декабря 2013 года, 19:42

Микула

8 декабря 2013 года, 19:54

Поездка в Москву у меня с детства ассоциировалась с Елисеевским и Чайным домиком на Кировской. Комментировать ... кроме мата слов нет.

Пип-пип-пип.

kostruk

9 декабря 2013 года, 15:14

Вообще-то надпись на гербе гласит: "ЧЕСТЬ В ТРУДЕ!"

Микула

29 декабря 2013 года, 00:20

Типа "Каждому по труду!"

koval.lad

29 декабря 2013 года, 14:59

В 1807 году Алексей Иванович Михайлов

принял фамилию Перловых.Почему?

Микула в ответ призвал в комментарии manoshckina.galina
29 декабря 2013 года, 16:23

koval.lad в ответ вывесила фотку у себя
28 декабря 2013 года, 19:53




koval.lad в ответ вывесила фотку у себя
28 декабря 2013 года, 20:08




Микула

6 января, 21:54

Нашел в инете: http://www.grafika.ru/item/07-006527?r=60846





koval.lad в ответ вывесила фотку у себя
15 апреля, 22:12


На чердаке дома Перловых, где на первом этаже располагается чайный магазин, нашли старинные рекламные вывески 1896 года



Перлов, персоналии

Previous post Next post
Up