Подготовка
В этом году приблизительное планировние путешествия началось за полтора месяца - ну, то есть, уже знал, что поеду и, скорее всего, в Европу. Во-первых, туда, где еще не катался, во-вторых - уж точно на юг, а не на север. Жена сказала, что хочет поехать в Турцию примерно в то же время, тем самым конкретизировав идею. Проложил маршруты в Венецию, Словакию, и, для смеха - на Средиземноморское побережье Турции.
Показал Громычу, который на этот раз выразил желание поучавствовать в изучении национальных особенностей автозаправок и дорожного покрытия. Громыч одобрил маршруты. Назначили даты, к сожалению, на Game Access в Брно на этот раз я не попал - тормознула виза, которую дали буквально за день, так что выезд назначили на 7ое июня, а потом перенесли еще на день.
Составили список того, что надо взять с собой, отдали мопеды дилеру для проверки и подготовки. Я на 3Д-принтере напечатал себе держатели телефона и часов, возился весь последний день, скажу, забегая вперед - эти штуковины оказались совершенно незаменимыми.
Просто так ехать не очень интересно, нужна цель. Поэтому придумали, что у нас гастротур - будем пробовать всякие традиционные блюда в разных странах (идея оказалась отличная), а Громыч будет транслировать кулинарные изыски и наши ощущения от них в свой мегаканал на YouTube.
Старт
Выехали утром, дотошнили до Луги, Пскова, на выезде из совершенно убитого, в дорожном смысле, города остановились на заправке - перекусить и купить зеленую карту. Посовещались и взяли на минимальный срок - 2 недели (ох, какой это было ошибкой, с моей стороны! Всегда надо иметь двойной запас всего, а лучше - троекратный!).
Еще 60км, и - Горланово, граница. Поленились надевать шлемы между нашим КП и эстонским, за что нас тут же наругала эстонская женщина-полицейский. Мы раскаялись и были отпущены. Через 20км Эстония закончилась, началась Латвия. Остаток дня мы ехали по Латвии, от редких и небогатых (но аккуратных) домиков на севере страны, до благоустроенных, ближе к литовской границе.
Въехав в Литву, мы поняли, что устали, и решили приткнуться в первой же гостинице г. Паневежис. Затащили вещи в гостиницу и пошли в бар, в робкой надежде на знакомство с традиционной литовской кухней (в Латвии, к сожалению, мы ничего такого не попробовали, кроме еды на заправках). Нам сообщили, что время позднее, и на кухне никакой традиционной еды нет. Но тут мы удачно вспомнили про цеппелины, спросили - и нам их дали! Видимо, в Литве за еду их не считают. Ооочень вкусная штука, эти цеппелины.
Посмотрели на карту и поняли, что темп нормальный - почти 900км проехали.
Утро следующего дня было далеко не таким радужным. Потерялся провод зарядки телефона (а режиме навигации айфонга хватало часа на два), кофры не хотели вставать на место, все, в общем, шло не так, как надо. Через некоторое время удалось прийти в себя, как раз к моменту пересечения границы Польши.
Тут я сделаю маленькое отступление - когда при первой поездке через Польшу, я был сильно загружен штампами о русофобии, высокомерии поляков и т.п. Так вот, поляки в массе - исключительно вежливые, воспитанные и приветливые люди, при этом абсолютно не жадные. Не верьте стереотипам.
В Сувалках лишний час протупили на заправке, там собралась какая-то сумасшедшая очередь - было воскресенье, потом еще приехали какие-то мотоциклисты и у одного из них оказался такой же Anniversary Edition, как у Громыча. Поехали дальше, я, наконец, расчехлил зеркалку и мы пофотографировались у живописного костёла.
Дальше (после Белостока, ближе к Варшаве), как обычно летом в Польше, начался ремонт дороги, который кончился перед самой столицей (и еще немного продолжился после неё). Навигатор потащил нас по маленьким дорожкам через населенные пункты (сумерки, 50-70-50)... В Лодзь мы доехали, изрядно измотанными, на перегревшихся мотоциклах. У Громыча мопед поплевался антифризом, но без особого расхода.
В Лодзи заселились в гостиницу на улице Коперника, близко к центру, а потом прогулялись пешком до центральной улицы, где находятся всякие бары с дискотеками. Посетили с полдесятка мест - очень здорово, все веселые, пьяные, никакой агрессии. Ну и довольно недорого, если сравнивать, например, с Питером.
Утром обнаружили, что у Громыча кто-то рылся в кофрах (которые он поленился снимать), а у меня на приборке нет часов. Вот никак не ждали такого подвоха, ну что делать - наркоманы, к сожалению, есть везде.
Прага
План на следующий день предусматривал ночевку в Праге, ехать было всего ничего, при этом большую часть - по нормальным автобанам. Первые ⅔ пути мы проскочили, не сильно устав. И тут погода поменялась - начался ливень. Мы достали дождевики, бахилы и куртки, потратив полчаса, все одели и двинулись дальше. И тут погода поменялась. Вышло солнце, мы сняли и упаковали обратно дождевики и двинулись дальше. И тут погода поменя… в общем, как говорится, “I see a pattern here”.
Связались со Спайком (Паша, привет!), который живет в Праге. Сказали ему, что вечером приедем, он сказал, что будет ждать.
А дальше навигатор втащил нас сначала на убитую двухполосную деревенскую дорогу, потом на еще более убитую и еще более деревенскую, потом вверх, вверх - и тут начались сумерки, а заодно - горы и серпантин. Надо сказать, что проскальзывающее в повороте на серпантине колесо сильно скрашивает скуку.
В общем, когда допилили до следующего автобана, уже сильно стемнело. В потемках доехали до Паши, который напил, накормил, приютил и вообще молодец. А самое главное, Паша с женой посоветовали, куда в Праге обязательно надо заглянуть.
На следующий день мы бросили мопеды в гостинице и пошли пешком по Праге. Посмотрели массу всяческих туристических аттракционов, съедено и выпито было тоже немало. Разумеется, не обошлось без традиционной кухни. Отдельно надо сказать о рекомендованном Пашей заведении под названием “Kantyna” - одно из лучших, виденных мной вообще.
Прошлись пешком так, чтобы посмотреть разные арт-объекты и памятные места. К сожалению, попытка подстричься в Joshua Salon успехом не увенчалась - в ближайшие 2 дня все было забито.
Утром следующего дня, Громыч переживал, что пробил колесо. Оказалось, нет. Показалось. Заправились и поехали дальше, на Брно-Братиславу-Будапешт.
На очередной заправке, я обнаружил отвалившийся рассеиватель. Сделал его из бутылочного донышка и пошел за скотчем, чтобы примотать его. Тут меня окликнул мотоциклист, который оказался отличным парнем Пашей из Сургута. Его маршрут отчасти совпадал с нашим, но был гораздо серьезнее - возвращение через Грузию, вокруг Черного моря.
Словакию проскочили за 2-3 часа, а потом началась Венгрия. Сначала Венгрия мне не понравилась. В мопеде закипел антифриз на заправке; пока мы его проверяли-доливали, какой-то цыган попытался продать мне ворованный телефон - такое себе начало знакомства со страной. С интернетом начались перебои, но всё-таки мы смогли забронировать что-то для ночлега. Выбирая место, кто-то из нас ткнул пальцем в карту и попал не мимо синагоги. Забегая вперед, расположение квартиры оказалось не просто хорошим, а лучшим из возможных! Сам дом, в котором мы остановились, сильно напоминает декорации к первому фильму Blade Runner.
На следующий день, по начинающей складываться традиции, мы оставили мотоциклы и пошли гулять по городу Будапешту, посетив все возможные туристические места, попробовав местную кухню, пиво, водку и т.д. Громыч вычитал в каком-то путеводителе о мороженом со вкусом яичницы, мы его долго искали, но выяснили только, что из меню его убрали.
Интересным опытом стало посещение знаменитой купальни Лукач (вообще, в Будапеште, так-то, незнаменитых купален нет). Тамошние источники лечат от всех болезней, поэтому в нескольких бассейнах горячей воды с устойчивым запахом канализации отмокает примерно до полуроты венгерских старичков и старушек и еще немного туристов. На самой купальне висят таблички с благодарностями исцеленных, где памятники тем, кто не так и не исцелился, мы не нашли.
К вечеру, с третьей попытки мы смогли пересечься с мотоциклистом Пашей и как следует прочесали район синагоги - там масса отличных баров, живая музыка и так далее.
Паша, в частности, упомянул, что для езды по Венгрии нужно приобретать винъетку, о чем на границе написано раз примерно пятьдесят. А если у тебя её нет, то гроб-гроб-кладбище-штраф, камеры тебя запалят и разденут до нитки.
С утра начался сильный дождь, траффик в Будапеште серъезный. Но ничего, допилили до какой-то заправки, где как раз полиция кого-то жучила, и заплатили road tax.
А на выезде со следующей заправки, нас тормознул человек с планшетом и пробил на road tax наши номера. Уффф. Покупайте винъетку в Венгрии, а если на машине - еще в Чехии, Словакии, Румынии, Болгарии, Словении, Австрии и Швейцарии.
Румыния
Румыния, в отличие от других стран, встретила паспортным контролем и отсутствием заправок по пути километров на 50 от границы. Первая же встреченная заправка вызвала ощущение полной цыганщины - пара гектар территории, одна колонка, магазинчик и собаки, гуляющие вокруг. Следующая заправка была снабжена еще и цыганами, которые молниеносно развели нас на некоторое кол-во денег.
Сначала человек завел непринужденный разговор, поинтересовавшись откуда мы, поцокал языком, поудивлялся, поинтересовался, что рисуют на российских рублях… ну в общем, вы поняли. Вот и я тоже понял, но когда сообразил, цыгана рядом уже не было. Ну да ладно, традиционный цыганский аттракцион.
Румыния удивила отличным автобаном, внезапно оборвавшимся там, где начались горы. По сельской дороге мы допилили до замка Корвинов, в котором бывал граф Дракула, и очень здорово, что мы оказались там на закате. Отличный замок, пожалуй, самое живописное сооружение за всю поездку.
К ночи заселились в какую-то многоэтажку, заглянув перед этим в местный супермаркет, купив продук под названием “CHEFIR”, вино и брынзу. Все отличное, и вино, и брынза, и даже чефир.
В плане поездки по дракульским местам был еще один замок, где отметился Сам - замок Бран под городом Брашов. Замок Бран, честно говоря, намного плюгавее, попосовее и меньше, чем Корвинов, туристов там в сто раз больше, а билеты дороже в 8 раз. Вот Громычу, вроде, понравилось. Еще в туалете почему-то пахнет ладаном, такая вот деталь.
К вечеру мы были на окраине Бухареста, где видели отличную сильную грозу. Закатились в ресторан, где как раз шла какая-то свадьба с цыганами живой музыкой, отведав неплохой мамалыги, голубцов и чего-то ещё местного и очень вкусного.
На следующий день с утра мы пилили по Румынии, наблюдая цыган на шикарном роллсройсе из 60х, цыган на разных других машинах, цыган на телегах. Классная страна, где ещё на автомагистрали увидишь лошадиный навоз.
Болгария
Доехали до Констанцы и увидели Черное море. Взбодрились, проехали еще немного, прошли очередной паспортный контроль и въехали в Болгарию. Тут уже началось настоящее пекло, но мы все преодолели и доехали до курорта Албена, где на курорте формата all inclusive отдыхал мой коллега Александр. И мы к нему присоединились, не забывая заглядывать в бар, где готовили сложный коктейл под названием “Пещера мента”.
На следующее утро, немного отойдя после пещеры мента и её аналогов, мы поговорили с Громычем и решили разделиться. Громыч едет домой, а я в Бодрум, к семье.
С этого момента начались, скажем так, небольшие испытания.
Проблемы
Во-первых, наши зеленые карты, купленные на 2 недели, действовали до 22 июня, то есть, если я ехал в Турцию, она не охватывала всего срока моего пребывания в ЕС. Громыч обратно успевал, если поднажать.
Почитав, что про эту проблему пишут в интернете, я попросил коллег в Питере купить мне новую страховку и отправить экспресс-почтой. (Забегая вперед - страховку-то купили, но вот в качестве экспресс-почты почему-то выбрали Почту России FedEx, которому потребовалась неделя на доставку листа бумаги из Питера в Бодрум).
Мы должны были еще какое-то время ехать вместе с Громычем, а в Варне я ехал прямо (Бургас), а он - направо (София). И вот, ровно под Варной, на виадук мы заехали вместе с Громычем, а спустился я уже один. Чуть погодя он все-таки приехал. У мопеда сломалась трубочка на расширительном бачке и горела контрольная лампа заряда аккумулятора.
Первое, было, в общем-то, ерундой. А вот второе указывало, например, на накрывшееся реле-регулятор (оказалось, нет, но предположение было вполне обоснованным). У Громыча с собой был гелевый аккумулятор для аварийного запуска, мы им воспользовались и протянули еще километров 30, но на одной из заправок аккумулятор издох окончательно.
Зато на этой заправке работал русский заправщик Сергей, который быстро организовал нам отправку болгарскими братьями за миллион евро мотоцикла на микроавтобусе в Софию, в дилершип Harley Davidson . Затолкав трёхсоткиллограмовый мопед в автобус, обнявшись и поплакав, мы-таки расстались.
Доехав до населенного пункта с названием Звездец я слегка напрягся, и не зря. Дальше начались, как обычно, дождь, а потом и серпантин. В горах у границы резко похолодало, я тошнил, пропуская попутные машины вперед. Но за 3км до границы я их все догнал - там начиналась очередь на КПП.
Тут уж я понял, что я скорее доеду обратно, чем дождусь (под дождем), пока пройду контроль, и двинул вперед, объезжая очередь.Скоро выяснилось, что мотоциклам вообще не надо стоять в очереди, так что ещё через полчаса я заехал в Турцию.
Турция
Турция - страна, где с первых метров начали лопаться шаблоны, ломаться стереотипы, меняться представления, короче говоря, вот табличка:
Пограничный пункт пропуска Турции и Болгарии на карте не вызывает никаких вопросов, на самом деле он находится на перевале высотой около 650м над уровнем моря. Высота небольшая, но серпантин с болгарской стороны вполне серъезный. Зато в Турции сразу начинается широкая, хорошая, скоростная дорога.
Через час я снова попал в серъезный ливень, скоро у меня хлюпало в ботинках и дождевик промок насквозь.
На первой же заправке я познакомился с древним турецким ритуалом продажи бензина - если у тебя нет нала, который ты можешь отдать прямо заправщику, то он печатает тебе чек, с чеком ты идешь в кассу, платишь, тебе дают другой чек и ты даешь его заправщику. На каждой заправке у кассы на столе лежит от 8 до 12 терминалов, видимо, традиция.
До Стамбула оставалось 85км, когда на трехполосном автобане началась сплошная пробка. Я какое-то время ехал по обочине, а потом устал. Доехал до первой же придорожной гостиницы, на вид абсолютно пустой. Зашел внутрь, и был встречен абсолютным безлюдьем и тишиной на ресепшене. Никого. Походил, покричал, пошел к мотоциклу, вернулся, погулял. Через 5 минут пришла женщина и знаками объяснила, что её зовут Хуана она не понимает меня и покричала в коридор. Через еще 5 минут пришёл лютый дед, который улыбнулся мне, обрадовался и сказал что тоже не понимает. Покричал в коридор. Через 5 минут пришла узбечка тётя Маша, как она представилась, из Андижана и я через неё передал, что мне нужна комната. Все, в общем, устроилось. Удалось даже постирать и высушить в машине свои вещи.
Тем временем, я написал в телегу Паше-мотоциклисту, который в это время был уже в Стамбуле. Паша вычитал на местных форумах, что лучше всего пересечь Мраморное море на пароме, дал точку GPS с паромным терминалом и время отплытия - 11:30.
Утром я вбил точку в навигатор и поехал в Стамбул. Припекало. Заехав в Стамбул с запада, я с удивлением обнаружил очень большое внешнее сходство с районом Северная Долина, что в СПб у метро Парнас. Только холмы, все гораздо живописнее.
Припекало, солнце жарило, отражаясь от экрана навигатора, а наушники в шлеме я забыл включить и - закономерно - пропустил съезд с автобана. Ругаясь, съехал на следующий поворот и навигатор потащил меня через Стамбул. Доехав до старого города, я понял, что времени у меня есть ещё минут 20 - потом паром уйдет. Я поехал по узким, кривым и забитым транспортом улочкам, дерзко разгоняя и всячески отжимая местных, в одном переулке мне пришлось проехать через кучу сложенных картонных коробок, раскидав их, как в кино. Не брезговал и тротуарами.
Когда я доехал до точки, слева была прачечная, а справа - глухая стена. Спросил у местного, где тут у него паромный терминал, попросив показать на экране навигатора. Оказалось, я совсем рядом, буквально в двух километрах.
В общем, я успел на терминал буквально за пять минут до отхода парома. На въезде из будки продавал билеты турок. Я к нему подъехал и попросил билет на паром. Продолжение разговора несколько выпадало за рамки ожидаемого.
- Какая твоя любимая футбольная команда? - спросил он.
- Какая-какая, “Бешикташ”, ответил я.
- Не, ну серъезно?
- Ну, “Барселона”! - сказал я, поглядев на бак, где наклеена эмблема Каталонии.
- Ну ладно, а моя вот такая! - (Он сказал что-то неразборичвое на турецком языке). - Давай 5 лир! Вон паром! - он показал на стоящий у причала кораблик.
- Мне в Бурсу, - уточнил я, - он туда плывет?
- Туда, туда, сейчас отходит!
В общем, залетел я на паром и стал искать взглядом Павла. Не нашел и решил уточнить, в Бурсу ли плывет паром. Первый, кто смог мне ответить, сказал что нет, не в Бурсу, а совсем в другое место. Я повернул к выходу и увидел поднимающуюся аппарель…
Зато я был вознагражден интересным шоу на автобане. Спустя 5 минут после выезда с терминала, я увидел красное зарево - по всей ширине автобана ехали мотоциклы с красными мигалками, потом машины, потом еще машина в окружении мотоциклов, потом - аръергард. Подсчитав мигалки, я понял, что видел кортеж Самого.
Конечно, вряд ли турок со зла отправил меня мимо Бурсы, скорее всего, это простое недопонимание. Зато я переехал Босфор по красивейшему вантовому мосту, да и времени, по большому счету, я бы сильно не сэкономил - зато бы меньше устал и мог прокатиться вместе с Пашей километров 500.
А к вечеру того же дня допилил до Бодрума. Турецкий all inclusive курорт - замкнутый мирок, который НИЧЕГО общего не имеет с тем, что находится за его пределами.
Обратно
Вечером накануне отъезда, я обнаружил на телфоне пару пропущенных звонков от Громыча, который в этот момент, по моим подсчетам, должен был подъезжать к границе нашей Родины. Перезвонил, и друг мне сообщил, что немного просыпался на мотоцикле. На вопросы, что, собственно, с его здоровьем и с мотоциклом, сказал что всё ок, минус зеркало и пара царапин, не ушибся, все, в общем, норм. А потом сказал - “Слушай, ты только напомни мне, что, собственно, происходит? Мы же с тобой вроде вдвоем ехали куда-то?”.
Следующие 20 минут я 1) выяснял, где именно Громыч находится (в Сувалках, как оказалось) 2) не ушибся ли он головой (нет) 3) подробно рассказывал, что происходило последнее время (что-то Громыч вспоминал, что-то нет). Позвонил мотоциклисту Паше, который предположил адреналиновый шок, и сказал, что надо попить водички и поспать, все пройдет.
Я перезвонил Громычу и передал Пашины рекомендации, лег спать и утром двинулся в обратную сторону.
В целом, обратная поездка не заслуживает такого детального описания - было быстро, мокро, тяжело и пришлось начинать экономить. За одним исключением - в
Сербии, в районе Ниша, очень красиво. Вот очень, Миядзаки в чистом виде.
А еще, на въезде в Венгрию у меня истекала страховка, ну то есть, покрытие-то то было, но оригинал грин карты был не у меня, а совсем в другом месте. Но ничего, обошлось.
Всю обратную дорогу я терял разные предметы. Где-то рассеиватель, где-то внешний аккумулятор, в Словакии, на границе с Польшей, добрые люди увели с мотоцикла дорогие кожаные перчатки с мембраной, и как раз начался ледяной дождь, от которого крючило суставы; в Литве я посеял челол от мотоцикла, были еще какие-то мелочи….
Но больше всего меня беспокоило именно отсутствие оригинала страховки.
Добрался до Латвии, оформил там себе местный полис и двинул на Родину. Переживал совершенно правильно, потому что латышские пограничники страховку проверили досконально. Думаю, фотография полиса меня никак бы не спасла.
Ну и конечно, как всегда, чем ближе к Питеру, тем более мерзким становилось движение. На КАД я попал в конце рабочего дня, и нервов земляки мне попортили за полчаса больше, чем за пару дней дороги.
Короче говоря, мой способ отдыха - бензоколонка-серфинг - самый лучший, всем советую.
Цифры и выводы
- Когда уезжал, на одометре мопеда было 43000. Сейчас около 52000.
- Пройдено ~8700, то есть на бензин при среднем расходе 5.5л/100км и цене 1.2€/л ушло примерно €600.
- Выехали 8го, вернулся обратно 25го.
- Лучшее и самое интересное из всего, что видел: дорога под Нишем в Сербии, замок Корвинов, мост через Босфор.
- Самая недооцененная мной страна - Румыния.
- Лучше всего кормят в Польше.