социализация или изоляция?

Jan 14, 2012 04:20

Оригинал взят у aksik в социализация или изоляция?
Из определений мы поняли, что прежде всего индивид должен включиться в мир общества, где он усваивает образцы поведения. Теперь интересный вопрос: КОГДА ребенок начинает усваивать какие-либо модели поведения? Неужели с поступления в садик? Самые первые представления об этом закладываются в младенчестве, когда формируется младенческий плач-зов: чтобы подошла мама, нужно заплакать. Так же мама является самым первым (и важным) образцом этих самых моделей поведения.
Социальные нормы и ценности - очень интересный пункт. Если считать, что социальные нормы и ценности передаются лишь посредством воспитания в детских образовательных учреждениях, то можно сделать вывод, что детдомовские дети должны быть самые социализированные и самые воспитанные носители нравственных норм. Увы, статистика тут же разобьет это странное умозаключение - худо-бедно социализироваться могут лишь 10% детей, выросших в подобных заведениях. Остальные угрожающие 90% либо становятся "асоциальными элементами", либо просто приходят к суициду.
Социальные нормы и ценности передает только СЕМЬЯ. Поэтому как ни воспитывают детей из неблагополучных семей и в садике, и в школе,но асоциальные нормы поведения, заложенные в них в семье, сильно перевешивают (бывают, конечно, исключения, но они лишь подтверждают правила).

Усвоение индивидом социального опыта - опять-таки, ребенок до поступления в детское учреждение не может быть чистым листом в плане социального опыта. Все же большинство этого самого опыта он получает именно в семье и посредством семьи. Система социальных связей и отношений - это самое смешное. Потому что социальные связи в детском учреждении ограничены одной ролью (подопечного) и стенами этого самого учреждения.
то есть, для ребенка создается искусственная среда и он видит минимум этих самых ролей и завязывает минимум социальных связей. Надо добавить, что эти самые роли, скажем так, в природе не встречаются. То есть в обществе. Мы к чему готовим ребенка? К самостоятельной жизни в обществе или к ожиданию "организатора", который все покажет, как и что? Детский сад настолько ограничивает социальные связи ребенка, и настолько искажает эти самые социальные роли, что только мешает социализации, а не помогает ей. У ребенка только одна роль (в группе среди детей роли закрепляются и почти не изменяются), и по статусу он навсегда "воспитанник", на все годы в садике. Не такое это уж разнообразие ролей и связей, согласитесь?

Ребенок же должен получать максимум возможного для формирования представлений о том, как функционирует общество. Социальные связи для ребенка также вырабатывает и показывает семья: бабушка-дедушка, доктор, продавец в магазине, водопроводчик, и т.п.
Находясь в семье и имея возможность наблюдать за множеством социальных функций своей семьи и своих родных, ребенок получает гораздо полное представление о социальных ролях. Мама дома - это роль номер один, мама в магазине - это покупательница, роль номер два; мама пошла в банк - роль номер три; мама на работе (кто берет детей на работу) - роль номер четыре; мама на площадке - роль номер пять; мама на почте, и т.п. и т.д. И ребенок наблюдает именно разностороннюю жизнь в обществе и множество социальных связей и социальных ролей, даже одного и того же человека. Теперь давайте подумаем просто логически: когда получаются ярче представления, когда ребенок играет в организованную воспитательницей игру "в магазин", или когда он сам участвует в маминой "магазинной" роли покупателя? Любая имитация ситуации не заменит реальной, спонтанной.
Как проходит обычный день для тех, кто идет в садик? Утром туда, вечером обратно (у нас с обязательным заходом на площадку до самого вечера, потому что детям "надо общаться", то есть в садике, видимо, было мало). Собственно, где ребенку наблюдать какие-то мифические социальные роли и завязывать несуществующие социальные связи? Мама днем хотя бы идет с ребенком в магазин - садовник подстригает кусты на газоне, монтер лезет на столб менять лампу в фонаре, почтальон вынимает письма из наполненного почтового ящика, в общем - всюду жизнь. Вечером же все эти люди будут одинаково сидеть на скамейках на площадке, наблюдая за своими общающимися детьми. ПОнять, что мир намного разнообразнее замкнутого круга ролей "воспитатель-воспитанники", ребенок в садике может только теоретически.

По поводу представлений о детском коллективе садик опять-таки предлагает ровно одну модель, при этом коллектив наполнен только ровесниками, что вообще нигде в нормальном обществе не встретится никогда (если только в армии). Коллектив ровесников, занятый в более-менее одинаковой деятельности в одинаковых условиях - где ж тут разнообразие этих самых ролей?
Даже если ваше общение с другими семьями нерегулярно (чего так все боятся), ребенок все равно получает намного больший опыт в этом плане, т.к. семьи, даже единомышленников, одинаковыми быть не могут - у всех свои правила общения и разные взгляды и разная деятельность. И даже если у вас всего двое друзей, но разного возраста (кто-то из взрослых читателей общается ежедневно по 8 часов с 30-ю друзьями?), для ребенка это гораздо полезнее, нежели "коллектив". (ВОпрос о том, где ж найти детское общение обсудим позже, но я уже так много писала об этом, наверное, лучше сначала поискать посты по моей фамилии - многие вопросы уйдут).

Детсад мешает социализации именно тем, что он изолирует ребенка от общества и помещает в искусственную среду, которая потом никогда не повторится в жизни. Спрашивается, для чего тогда его готовить к такой системе отношений? Отправить в интернат?
Посмотрите на эту позицию по-другому, спроецируйте во взрослую жизнь: большой коллектив, управляемый должностными лицами. Члены коллектива практически безынициативны в планировании собственных дел и своего дня, они только выполняют требования расписания и должностного лица. (всякие рассказы про то, что именно в садике ребенок получает опыт "спонтанной игры", не совсем подтверждаются действительностью - в садике строгое расписание, и игра будет только во время игры, а если пришло время "полдника" или музыкального занятия, то все спонтанные игры разгоняются хоть на самом интересном месте). Вам это никакое "взрослое" заведение не напоминает, нет?
Поэтому потом, вырастая, человек ждет, кто его "направит" и "организует", и отсюда мы имеем таких работников, над которыми если не стоять с "кнутом", то ничего не будет. Внутри человек ждет, когда ему скажут, чем заниматься и когда. Взрослые люди с трудом отвечают на вопрос, чем они хотели бы заниматься в жизни. А ведь труд - это ведущая деятельность взрослого человека!

Я отлично знаю, что есть родители, которые вынуждены по разным обстоятельствам отдавать детей в садик. Тогда можно посоветовать следующее:
- сократить пребывание там, насколько возможно (если можно- отдавать не на полный день);
- обязательно показывать ребенку "внесадовскую" жизнь (то есть, элементарные бытовые действия, т.к. большинство родителей спешат управиться со всеми делами, пока дети в садике. в итоге дети не имеют никаких представлений о "зазаборной" жизни, откуда вечером возвращаются взрослые);
- время от времени устраивать "выходной" в будний день и поехать куда-то с ребенком.
- давать ребенку возможность общаться с детьми вне садовской группы, и обязательно - в разновозрастной компании.
- обязательно давать ребенку понаблюдать жизнь совсем не похожую на жизнь вашей семьи (может быть, это какие-то дальние родственники в другой стране с другими традициями и т.п.). Этот взгляд очень помогает формированию мировоззрения и представлений об обществе.
Previous post Next post
Up