Вчера мы отмечали день памяти преп. Амвросия Оптинского, а сегодня - собор преподобных старцев Оптинских.
И мне захотелось вспомнить свою поездку в Оптину пустынь в середине сентября.
Православныя веры светильницы, монашества непоколебимии столпи, земли Российския утешителие, преподобнии Старцы Оптинстии, любовь Христову стяжавши и души своя за чада полагавши, молитеся ко Господу, да утвердит земное отечество ваше в Православии и благочестии и спасет души наши.
Буквально всё - спонтанная, но удачная покупка билета на автобус, места в эконом. номере гостиницы (хотя уже всё было забронировано за месяц до того), встречи с удивительными людьми, погода, нужные книги (в Москве точно таких нет, ибо издание местное и тираж 300 экз.) - убеждало меня в заботе Божьей. Согласитесь, когда не одно, а три и более совпадений, уже утешение, я и ехала в Оптину за утешением, не к людям, а к целокупности, их включающей. И держала в уме всех тех, кто ходил по тропкам оптинским: и св. старцев - преп. Амвросия, благословившего о. Иосифа Фуделя на путь служения, и сына его Сергея, приезжавшего в юности вместе с о. Сергием Сидоровым к преп. Анатолию (Потапову), и литераторов наших - Достоевского, Леонтьева, Дурылина… Прошлое - всегда в настоящем, в незримом, но ощутимом сопряжении с реальностью. По тесноте этого сопряжения и волнения от пребывания в святом месте сравнима Оптина для меня только с Соловками.
И за два дня в этой благословенной обители я исповедалась и дважды причастилась, обошла скит и углубилась в лес, пропитанный сосновым ароматом, окунулась в источник Пафнутия Боровского и приобщилась ломозубой воды из источника Сергия Радонежского. Исцелела духом, правда, по возвращении в М-ву почти все растеряла… Кроме благодарной памяти о.N, к которому промыслительно попала на исповедь. Мне было сказано и весьма убедительно: не умеете говорить, исповедаться, вообще беда с языком (о моей профессии и занятиях о.N ничего не знал, впервые меня видел). И теперь на 20-м году своего воцерковления я наконец-то узнала, как исповедоваться. И пара кратких советов иеромонаха меня очень утешили. Уже по возвращении домой я узнала, что о.N (в пору своего жития в Оптиной еще послушником) исповедовался у о. Василия (Рослякова), к которому я, собственно, и ехала нынче. Т.е... тут всё понятно.
И да, масло от лампадки, горящей у могилы о. Василия, я привезла. Снобизм и насмешливость по поводу «маслица» и «песочка» у меня давно прошли. Помню, у Сергея Фуделя (емнип) в одной из книг был эпизод, когда один священник мучился головной болью и во время богослужения она стала настолько невыносимой, что он подошел к лампаде у иконы преп. Серафима, окунул палец в масло и помазал крестообразно себе лоб. Боль, рассказывал он впоследствии, прекратилась моментально. (Возможно, это у о. Мих. Ардова в «Мелочах».) После того как у меня в 2019-м прошел приступ, когда я приложилась ко Гробу Господню, я уже не так умна и сведуща на этот счет *…
Акафист Новомученикам тричисленным (иером. Василию, инокам Ферапонту и Трофиму) уже составлен и издан, мне довелось даже попеть его с матушками. Но хождение акафиста - только в ограде Оптиной, он даже не продается в книжной лавке обители.
Очень свежие утра с Литургиями, пролетающими в мгновение ока, звездные вечера и Крестный ход перед сном с песнопениями, чуткая братия, темнокожие стажеры-священники**, изумительной красоты послушница, которая, как потом стало известно, - переводчица (!), монахи, знающие, где упокоился монах Климент***, дивная книжная лавка, чистота вокруг, замечательная трапезная - все отрадно и легло на сердце. Мёд благодатный. Паломники - отдельная песня. :)
17 сентября - празднование иконы Божией Матери «Неопалимая купина», и в Оптиной пустыни на всенощной накануне праздника раз в году выносят святыню 14 века - икону Богородицы «Неопалимая купина» на камне (
здесь о ней можно почитать). Я не помнила конкретной даты праздника и не имела в виду его, собираясь в путь, а тут на следующий день после приезда... И опять всё понятно.
Мы приложились прямо к образу Богородицы на камне, и к открытой раке с мощами преп. Амвросия Оптинского, перед отъездом еще раз - к Оптинским новомученикам. Я была здесь много лет назад, когда еще и часовни над могилами убиенных иноков не было. 30 лет исполнилось в прошлом году со дня этого трагического события. К этой дате издали прекрасный альбом (можно купить в книжной лавке).
Да, именно здесь - средоточие русской святости и духовной крепости.
Вот делюсь с вами, дорогие, радостью, Богу нашему слава, Аминь!
* «Я утешился, увидевши из письма вашего, что вы уже не так умны, как были прежде…» (из письма св. Игнатия Брянчанинова одной своей духовной дочери).
** У нас в Перерве тоже стажировались их земляки и коллеги. )
*** В миру Константин Леонтьев. Я искала его могилу, не нашла и обратилась с вопросом к встреченному монаху, ответил мне сходу! - В Гефсиманском скиту Сергиева Посада.
Специально ничего не снимала, некоторые фото просто не смогла разместить... Немного на память:
Икона Богородицы "Неопалимая Купина" на камне. XIV в.