Своих слов у меня просто нет, кроме Царствие Небесное, вечная память...
Ирина Павлова:
"АРАБОВ
«Некоторые деятели считают, что на Россию теперь плюют, потому что она перестала быть сверхдержавой. Но на самом деле - потому что она забыла себя»…
Эти слова сценариста Юрия Арабова лично для меня объясняют абсолютно всё про сегодняшний «русский мир», про его беды и проблемы, про его власть и его людей, про прилавки магазинов и «взбесившийся принтер», про всё - абсолютно, какой вопрос себе ни задавай.
В Российской культуре за всю историю и было-то всего несколько людей, которые вот так вот умели одной фразой сказать всё про мир под названием «Россия».
Имена их - Пушкин, Гоголь, Толстой, Достоевский.
В ХХ веке такого писателя не случилось - и можете спорить со мной сколько угодно, называя имена Булгакова или Платонова, Набокова или Бунина. Всё равно какой-то важный пласт этого мира ими упускался, а без него картина была неполной.
Я вовсе не собираюсь сказать, что вот, мол, «упавшее знамя» подхватил писатель и драматург Юрий Арабов.
Я просто хочу сказать, что он - единственный, кто после столетнего забвения этих вечных вопросов «русского мира» снова ими озаботился и взволновался.
Когда-то сам, когда-то по подсказке извне - несущественно. Существенно то, что подсказка ложилась на благодатную, готовую почву.
Большой русский писатель - всегда философ, всегда озабочен мировоззренческими вопросами бытия, и всегда вопрошает: «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа».
Сегодня нет ни одного драматурга или сценариста, про которого можно было сказать: «писатель». В том исконно-российском смысле, где «поэт - больше, чем поэт». Где к писателю можно обращаться со всеми сомнениями и вопросами, и отыскать у него если не ответы, то хотя бы созвучность твоим вопросам, кем бы ты ни был и о чем бы ни думал.
Вот и на свои мысли и вопросы я нахожу у него отклик: «иными словами, есть кинематографисты, но нет кино, есть писатели, но нет литературы».
Он удивительно понимает тех режиссеров, с которыми работает.
Не факт, что они все понимают его, но он их - понимает, точно.
Современная культура и вообще-то являет собою некий фантом, и в своей полной оторванности от тысячелетней культурной традиции - сколько бы и как ни клялись в верности ей, и в своем непонимании происходящих тектонических процессов, когда рассуждения об этих процессах сводятся всегда и буквально к «партийной принадлежности» художника - «ты за белых или за красных».
И потому те немногие, чудом затесавшиеся в наше культурное пространство, - практически всеми не поняты. Ибо к их масштабным полотнам всяк смотрящий или читающий непременно старается «пририсовать собственные усы», подстроить их - неподстраиваемых - под себя.
Достаточно взглянуть на невероятную фильмографию Арабова, чтобы понять, какого масштаба перед нами художник, какого уровня мыслитель.
Поэтому я даже не стану пытаться хоть как-то осмыслить это невероятное наследие мастера. На это нужно не только время. Для этого потребна еще и смелость, а мой дух сегодня недостаточно крепок.
Он и в этом похож не на нынешних собратьев по профессии, а на людей ХIХ века, оставлявших после себя тридцатитомные собрания сочинений. И, как мы сегодня совсем не задумываемся о том, сколько - и какого - успел написать за свою не самую долгую жизнь Ф.М. Достоевский, так мы, практически, никогда не думали о том, сколько уже успел за свою жизнь Арабов.
Он, и правда, человек другой эпохи и другого измерения.
Несколько лет тому назад к его 60-летию я показала в Роспрораммах ММКФ не самую полную, не вполне академическую, но всё равно фантастическую ретроспективу фильмов, сделанных разными режиссерами по сценариям Арабова.
Чтоб всякий желающий мог увидеть и осознать буквально планетарный масштаб человека, способного чуть ли не одновременно сочинить литературную основу и к очаровательной анимационной короткометражке, и к нежной лирической монодраме, и к мощной исторической фреске, и к фильму громадной философской силы.
Сегодня умер не просто кинодраматург Юрий Николаевич Арабов.
Сегодня вместе с ним умер тот великий пласт русской культуры, который можно было бы назвать «литературой для кино».
Тот, который всегда крупнее, многозначнее, масштабнее, объёмнее любого - самого мощного фильма, поставленного по этой литературе.
Ибо эта литература всегда предусматривала множество вариантов прочтения и истолкования, тогда как фильм - всегда лишь один из множества возможных вариантов.
И сколько бы сегодня ни написали слов про утрату учителя, наставника, друга, товарища, коллеги, просто хорошего человека - всё это меркнет рядом с глобальностью утраты этой литературы.
Прощайте, Юрочка.
Светлая память. Царствие Небесное.
***********
ЮРИЙ АРАБОВ.
Фильмография
1978 (1987) - Одинокий голос человека
1983 (1987) - Скорбное бесчувствие
1988 - Дни затмения
1988 - Господин оформитель
1989 - Посвящённый
1989 - Спаси и сохрани
1990 - Круг второй
1990 - Сфинкс
1992 - Присутствие
1992 - Камень
1994 - Тихие страницы
1997 - Мать и сын
1999 - Молох
2001 - Телец
2002 - Игра в модерн
2002 - Полтора кота
2004 - Апокриф: музыка для Петра и Павла
2005 - Солнце
2006 - Ужас, который всегда с тобой
2008 - Юрьев день
2009 - Чудо
2009 - Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину
2011 - Фауст
2012 - Орда
2013 - Зеркала
2015 - Орлеан
2015 - Клетка
2015 - Охрана
2016 - Монах и бес
2019 - Мысленный волк
2020 - Гирокастра
2020 - Нос, или Заговор «не таких»
Click to view