Земной ангел и небесный человек

Aug 01, 2023 23:50


Есть наставления самого преподобного Серафима Саровского, сохранённые его учениками-монахами, которые лично от него учились. Как ни печально, многие даже не знают о них, не читали их. Почему же подлинные наставления святого не особенно известны сейчас и непопулярны? Да потому, что там вы не найдёте ни одного пророчества! Там о том, как к Богу прийти, как от грехов очиститься, душу свою освободить от страстей - о том же, о чём говорили все святые на протяжении церковной истории. Но для многих христиан, к сожалению, это не особо интересно, а интересно какое-то очередное страшное пророчество прочитать и о нем посудачить.

Преподобный Исаак Сирин говорил, что тяга к поиску пророчеств - это признак больной души.

И вот если мы посмотрим на то, что узнавали люди о преподобном Серафиме Саровском, то увидим, что первые жизнеописания и наставления старца были опубликованы его учениками, саровскими монахами. В частности, наставления его были собраны и опубликованы отцом Сергием (Васильевым). Они были отредактированы святителем Филаретом Московским, и эта редакция была заверена другим учеником старца Серафима - преподобным Антонием (Медведевым), настоятелем Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
И первое жизнеописание вышло написанное рукой иеромонаха Сергия, ученика преподобного. Второе жизнеописание было выпущено другим саровским пострижеником, иеромонахом Георгием (Ивановым). Третье было опубликовано иеромонахом Авелем (Ванюковым). Это все постриженики Саровской пустыни, монахи, которые лично видели преподобного Серафима, с ним общались, и это было опубликовано в первые же годы после его блаженной кончины. Это то, каким узнали, каким полюбили преподобного Серафима Саровского в XIX веке. Затем, уже во второй половине XIX века священномученик Серафим (Чичагов) собрал сохранявшиеся у монахинь Дивеевской обители предания о преподобном Серафиме, и с учетом их, а также изученных им архивных документов, издал расширенное житие.
А затем, уже после прославления святого Серафима, стали всплывать различные записки Николая Мотовилова, мирянина, который действительно знал преподобного Серафима, однако является весьма неоднозначным источником. Стоит отметить, что он посещал преподобного лишь два раза, - осенью 1832 и весной 1832 года. Во время первого посещения Мотовилову было 22 года, а во время второго - 23. При этом он сам признается, что не послушался тогда совета, который ему дал старец.

И вот как раз в связи с именем Мотовилова стали распространяться различные тексты о прп. Серафиме. Из которых единственный, который получил церковное одобрение и признание - это «Беседа о цели христианской жизни». Другие же записки с различными пророчествами - это то, что было опубликовано либо в начале ХХ века, либо уже в конце его, совсем недавно. Есть в интернете статья под названием «Чего не изрекал преподобный Серафим». Там описывается происхождение многих из этих популярных лжепророчеств, приписываемых преподобному Серафиму, и почему они на самом деле не принадлежат ему.
Представьте, что кто-либо стал бы вас убеждать, что подлинным источником о жизни и учении старца-монаха нужно считать мирянина, который лишь пару раз бывал у него в возрасте 23 лет, а не монахов, которые были его учениками и жили с ним и в послушании ему многие годы? Вряд ли вам показалось бы это убедительным, но именно это и происходит в сознании многих православных, у которых мотовиловские рассказы о «страшных пророчествах» вытеснили свидетельства монахов-учеников преподобного.
Но Николай Александрович является сомнительным источником отнюдь не только и не столько из-за упомянутых мною обстоятельств. В своей записке священноначалию он пишет, что в детстве в момент Крещения в него вместе с благодатью вселился бес по имени Аваддон - тот самый, который, по его мнению, потом вселится в антихриста. Мотовилов писал, что будто бы по словам старца Серафима его (Мотовилова) жизнь станет образцом подвига в миру для будущих людей и что его характер и судьба больше, чем десяти святых и десяти светских героев типа Суворова, вместе взятых. Мотовилов там же сообщает, что, стань он монахом, то был бы больше святителя Василия Великого, непременно оказался бы Патриархом... Для любого, знакомого с православной аскетикой, очевидно в этих словах наличие серьезного духовного недуга.

Читать подробнее
Изображение: Прп. Серафим Саровский.1860-1870-е годы. Неизвестный художник. Холст, масло.

подмены, святые

Previous post Next post
Up