Очень постное

Mar 08, 2023 08:37



Белорусский священник Сергей Лепин:

"Иерусалимским можем быть не только Талмуд… Есть такая штука, называется «Иерусалимский устав» - монашеский устав, принятый в 524 году в лавре преподобного Саввы Освященного, близ Иерусалима. Был введён в общежительных обителях всей Палестины, откуда распространился по всему Православному Востоку. На Руси появился в широком употреблении со времени митрополита Киевского Киприана (XIV век)… Так вот, формально предписания Иерусалимского устава - вроде как, актуального по сей день - таковы (Цит с сокр. по «Олимпиада добродетели» Ю.Рубана):

1) Рыба дозволяется только один раз в посту - в Вербное воскресенье (и в праздник Благовещения, обычно приходящийся на время поста, если же он совпадает со Страстной седмицей - рыба отменяется); в Лазареву субботу можно есть рыбную икру. В два первых дня Поста (а также в Страстную Пятницу) «отнюдь ясти не подобает».
2) Только на третий день поста (в среду первой седмицы), после Литургии Преждеосвященных Даров, которая по уставу служится вечером, можно есть теплый хлеб, вареные овощи и пить теплую воду (укроп) с медом.
3) Во все последующие дни Святой Четыредесятницы (то есть в течение сорока дней, до Лазаревой субботы), с понедельника по пятницу, днем ничего нельзя есть. Только вечером (один раз в сутки!) предписано «сухоядение» - «сочиво» (своеобразный «рамазан»); это варёные злаки, но без елея.
4) В субботы и воскресенья к сочиву прибавляется елей и виноградное вино, а также загадочные существа «черепокожные» (греч. остракодермата) - вряд ли под оными стоит понимать вымерших рыб остракодерм. В поле нашей проблемы обычно под черепокожими понимаются членистоногие и ракообразные. Некотопые редакции еще отдельно присовокупляют и "октаподов" - осьминогов. Т.е., технически, там, где не допускается употребление кильки, можно есть омаров. Моллюски, как я это слышал от некоторых греков, это вообще «морские овощи»…

5) В субботу первой седмицы Великого поста, в честь дня памяти великомученика Феодора Тирона, «едим боб обваренный, с маслинами белыми и черными, и варение (овощи) с елеем; вина же испиваем по красовулю («Красовуля - чаша, для пития, употребляемая в монастырях греческих, которая полфунта и более вместить может напитка» ради памяти святого. Этот обычай мы приняли от лавры преподобного отца нашего Саввы и от богоносного отца нашего Евфимия».

А как же послабления? Их есть там!!! Смотрите: больные и старики на первой седмице полностью воздерживаются от пищи всего лишь один день, а во вторник вечером едят хлеб с квасом. В остальные дни им снисходительно разрешается… хлеб с водой, но лишь после захода солнца (Типикон, сиесть Устав. Гл. 32): «От правил святых апостол, и святых отец, о святей велицей четыредесятнице, яже должен всякий христианин опасно хранити»; Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения в Православной Церкви).
Этакий чемодан без ручки...

И вообще! Как людей морить голодом - так, видите ли, "Устав!", а как по требованию того же самого Устава посреди всенощного бдения устроить трапезу из благословенных хлебов и «по единой чаши вина всем равно от настоятеля и до последних, яже во обители суть», так Устав резко кончается…
Но у меня есть хорошая новость: про секс в Иерусалимском Уставе ничего не сказано!!!!!!!!!!!!!! :))))

К сожалению, ничего универсального и разумного взамен монашеского устава для мирян пока официаольно не предлагается. Что есть - то и есть (может, оно и к лучшему - не верю, что сейчас может возникнуть что-то доброе). Я могу с осторожностью приветствовать тех, кто решил сам на себе испытать всю строгость Устава во всей ее полноте, но я испытываю серьезные проблемы с приятием мнения тех, кто настаивает на соблюдении этой полноты не только для себя (а, иногда не столько для себя или вообще не для себя), а для других. Устав, видите ли!
Бывший Патриарший Экзарх всея Беларуси митрополит Павел, помню, как-то при обсуждении новостной повестки искренне возмущался увиденным по телевизору батюшкой весом в килограмм 250, который, объясняя телезрителям что такое Великий пост, никак не мог отойти от слова «сухоядение» и повторил его с окающим акцентом несколько раз за пару минут, объясняя, что это такое. Больше ничего толком он так и не сказал, и наставление получилось так себе…
Здесь так и хочется вспомнить предостережение Христа «берегитесь закваски фарисейской и саддукейской (Мф.16.11)» - наверное, продукты с её содержанием тоже не пригодны для употребления в пост. И о словах ап. Петра давайте вспомним: «что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы? (Деян.15.10)».

Я бы все-таки советовал меньше самочинно довольствоваться «всеобщими правилами» и согласовывать «меню» со своим духовником и… врачом. Попытки православного экстрима в буквальном соблюдении Устава могут плохо закончится. Если раньше теми, кто селился в землянках и питался корешками, восхищались и канонизировали, то сейчас на таких вызывают милицию, землемера из БТИ, омбудсмена по правам ребенка и бригаду санитаров, а епархиальные управления отписываются в стиле «мы тут не при чем и сами осуждаем»…

Что касается духовников, то таки каждый из них должен помнить и о 19-ом Правиле Гангрского собора (340 г.): «Аще кто из подвижников, без телесные нужды, возносится и разрешает посты, преданные к общему соблюдению и хранимые Церковью, пребывая притом в полном разуме, - да будет под клятвою». Т.е., либеральничать тоже нужно крайне осторожно - если вы в «полном разуме», т.е., в своём уме. Послабления не должны выглядеть как отмена поста и должны быть мотивированными - любовью к человеку, а не суетным безразличием «ко всему вот этому, написанному в IV веке и явно не для нас».
У Вальсамона на толкование 69 Правила Свв. Апостолов читаем: «А когда слышишь о разрешении, не говори, что это разрешение на мясо. Ибо вкушать мясо в великую четыредесятницу не должно быть дозволяемо никому, хотя бы находился и при последнем издыхании. Мы знаем, что в разные времена об этом были вопросы на соборах, но разрешения не дано. Заметь из настоящего правила, что собственно существует один пост, сорокадневный, пред Пасхою; ибо если бы были и другие посты; то упомянуло бы правило и о них. Впрочем, если мы постимся и в другие посты, как - то: в пост Святых Апостолов, Успения Святыя Богородицы и Рожества Христова, не подвергнемся за сие стыду». Матфей Властарь делает оговорки для рыбы: «кроме тех, говорит, которым препятствует телесная слабость соблюдать пост: ибо пост придуман для укрощения прихотливой плоти; а когда она удручена болезнью, нет большой необходимости укрощать ее постом. Посему безрассудно было бы не удостоивать снисхождения немощных и допускающих употребление рыбной пищи; употребление же вообще мяса ничем не различается от нечестия, хотя бы кто, находясь при последнем издыхании, думал подкрепить себя употреблением его; а по субботам и воскресным дням четыредесятницы позволяется употреблять пищу в достаточном количестве, по 66-му (64-му) Апостольскому правилу. Собственно, узаконен один сорокадневный пост - пред святой Пасхой: ибо если бы были и другие посты, то упомянуло бы правило и о них. Впрочем, думаю, что никто из благомыслящих не будет обвинять постящихся и в другие посты».
Но соблюдающих другие посты никто не обвиняет, но попутно заметим, что тут никто не должен обвинять несоблюдающих другие посты, кроме Великого и среды и пятницы. С моей точки зрения вообще никто никого не должен обвинять за еду (тем более умирающих!), но это только с моей точки зрения, а не канонов, и вы меня не слушайте...

«Александрийский патриарх Марк обращался в свое время к Вальсамону с вопросом: нужно ли соблюдать со всею строгостью посты перед праздниками св. Апостолов, перед Рождеством Христовым, перед Успением Богоматери, или их можно сокращать? Отвечая на этот вопрос, Вальсамон приводит решение Константинопольского патриаршего синода при патриархе Николае III (1084-1111), по которому перед этими праздниками следует поститься только семь дней, так как есть только один пост перед Святой и Великой Пасхой, продолжающийся сорок дней. Впрочем, для желающих поститься перед упомянутыми праздниками более семи дней, или для тех, кому эти посты прописаны ктиторским уставом, предоставляется полная свобода»…

Насчет свободы и... рыбы. Мы можем прочитать у архим. Иоанна Маслова: «Преемник Киприана митрополит Фотий (XV в.) своим циркуляром сделал некоторые послабления. Он разрешил во время поста вкушать рыбу, кроме двух вышеуказанных праздников, еще в субботы и воскресные дни, обосновывая свое мнение Студийским уставом, но в остальные дни он предписывал сухоядение.
В "Домострое", который составлялся с XV и до середины XVI века, тоже наблюдается совмещение двух уставов [Иерусалимского и Студийского - S.L.]. Автор "Домостроя" дает подробные указания относительно пищи в Великий пост. Например, в Феодорову неделю (первая неделя поста) полагалось сухоядение, как и в Страстную. По воскресеньям и субботам разрешалась рыба. Но наиболее благочестивые, "подвижные люди к Богу" не ели свежей рыбы, а только соленую, свежую же вкушали только в праздник Благовещения и в Вербное воскресенье».
И еще о рыбе мы читаем и в Уставе Соловецкого монастыря: «В суботу и в воскресенье ко щам пласти или сущи вялые пласти [пер.: сушеная или вяленая рыба - S.L.] и каша». И в Уставе Кирилло-Белозерского монастыря 1652 года: «В суботу: Служат собором по царе Иване, на погребение его на братию корм: хлебы белые, по чаше квасу подделного, шти с перцем, тавранчюг осетрей (блюдо из томленых овощей и осетра - прим.) или каша с семгою, горох терт с маслом, икра или короваи, пироги, а буде короваи, ино пирогов нет. На людей корм делают. В ужине хлеб брацкой, шти, квас в больших чашех с меньшего погреба, по ставцу квасу. Во 2-ю неделю поста: Ясти хлебы белые, шти, по чаше квасу ячного, по мисам губы в соку или капуста греты с маслом, горох терт с маслом, икра или короваи, каша или лопша горохова с перцем. Того же дни в ужине хлеб брацкой, шти, по чаше квасу ячново в болших чашех, в ставцех квас». В Уставе Кириллова монастыря чаще, чем в других уставах, разрешалось есть икру: во дни «главы Иванна Предтечи, или 40 мученик, или новых святых: Евфимия Новгородскаго, Димитрия Прилуцкаго, Алексея митрополита, Макария Колязинского, Ионы митрополита» и в Вербное воскресение.
А есть еще и Устав о велицем посте из Соловецкой кормчей 1493 г. Врядли он имеет прямое отношение к монахам и, возможно, представляет собой забытый и потерянный вариант устава для мирян - там уже рекомендуется воздерживаться «от жен своих» (про чужих не сказано), а так же то, что «В суботу и в воскресенье рыбу едим дважды в день. А чаши три пить также и на ужине». Рыбу можно есть больным во все другие дни, кроме среды и пятницы, беременным и кормящим - всегда (заменяя воздержание милостыней).

Какая-то особенная жесть на Московской Руси с постами начинается только в XVI-XVII веках, откуда, видимо, тогда перекинулась(?) и на нас... «О строгости соблюдения Великого поста на Руси архидиакон Павел Алеппский, посетивший Москву с Макарием, Патриархом Антиохийским, при Патриархе Никоне, писал следующее: "В этот пост мы переносили с ним большие мучения, подражая им против воли, особливо в еде: мы не находили иной пищи, кроме размазни, похожей на вареный горох и бобы, ибо в этот пост вообще совсем не едят масла. По этой причине мы испытывали неописуемую муку... Как часто мы вздыхали и горевали по кушаньям нашей родины и заклинали, чтоб никто впредь (в Сирии) не жаловался на пост"» (цит. по Маслову). В это время уже ни о каких черепокожих слышать не приходится - русские люди такого слова даже просто не знали, а если и знали, то смотрели на означаемое им как на какую-то мерзость. Даже раков в Московском государстве, в отличие от Литвы, стали массово употреблять в пищу лишь с XVIII века, будучи приученными разными иноземцами. Хотя еще в церковнославянском же Номоканоне (XIII в.) можно открыть и прочитать 220 правило: «Во святую и великую четыредесятницу, ямы единою на день, сухоядение, точию сочиво без масла. Вина же и масла в суботу, и в неделю вкушаем, такожде и от черепокожных»...

Св. Варсонофий Великий так ответил своему респонденту на вопрос, нормально ли тот постится (правда, там шел вопрос об отказе от пищи до вечера): «Осяжи сердце твое, не окрадено ли оно тщеславием, и если не окрадено, осяжи вторично, не делает ли тебя пост сей немощным в исполнении дел, ибо немощи этой не должно быть, и если и в этом не вредит тебя, - пост твой правильный». Поэтому и в свете всего указанного выше, я считаю вполне нормальным для себя (и согласным с Церковным Преданием) поститься по уставу семинарской трапезной: елей во вся дни, кроме среды и пятницы, рыба по субботам и воскресеньям, и трехразовое питание во вся дни, кроме первой и Страстной недели (когда без завтрака и с элементами сухоядения). С регулярным трехразовым питанием у меня проблема, обычно ем дважды и не по времени, но не из-за поста, а из-за раздолбайства и несистемности. Этот устав не предусматривал употребление вина вообще, но по воскресным и праздничным дням я иногда отступаю от этого момента. Черепокожими и прочими гадами не заморачиваюсь - когда есть, тогда и ем, кроме среды и пятницы, первой и Страстной. Если есть - зовите! Кстати, некоторые уставы даже знали такие обоснования исключения для употребления обычно не употребляемого (рыбы): «если кем-либо из христолюбцев будет предложено утешение» (М. Скабалланович, «Великий Пост»)...

Короче. Я у кого-то вычитал, что у каждого человека в друзьях должен быть священник, врач, бухгалтер и адвокат - полностью согласен!.. Хотя, нынче адвоката можно из этого списка вычеркнуть… Найдите себе священника, который поможет вам разобраться, как поститься именно вам, а не как именно вам не поститься (это две большие разницы).
Некоторые скажут, что для это задачи вообще не нужен священник. Я не буду таковым возражать - как хотите! Правда, поступающий по собственному усмотрению не должен потом, когда найдет коса на камень, осуждать тех, кто тоже поступает по собственному усмотрению - в том числе и священников, у которых этих собственных усмотрений «от ветра главы своея», очень много…"

В жж означенного священника этой записи не нашла, ссылку на на мордокнигу не даю.

Великий пост

Previous post Next post
Up