Художник Никита Фаворский (1915-1941) погиб на фронте в возрасте двадцати шести лет. Тремя годами раньше он окончил Полиграфический институт и оформил свои первые книжки. Но его настоящая художническая биография началась не с момента получения диплома, а много раньше. Уже про шести-семилетнего мальчика было ясно, что он не просто рисует - как рисуют все дети, чьи опыты потом оседают в домашних альбомах, - а делает что-то особенное. Известный художник Андрей Гончаров вспоминал: всем было понятно, что «растет какое-то необыкновенное существо». И в его огромном, несмотря на раннюю смерть, наследии (рисунки, гравюры, книжные иллюстрации, скульптуры, эскизы фресок) нет отчетливой границы между «детским» и «взрослым».
Если не смотреть на даты работ, трудно предположить, что некоторые рисунки тушью и гуаши - например, «Портрет отца», «Загорск», «Дети Фаворские» - или гравюры на дереве - «Шарманщик», «Как мыши кота хоронили» - сделаны подростком. Обычно школьные навыки каким-то образом замещают детскую одаренность. Здесь же обошлось без «ломки голоса»: одно умение перешло в другое или дополнилось другим. Вероятно, это редкое отсутствие эксцессов роста связано и с самой личностью Никиты, личностью незаурядной («…У него какая-то внутренняя тайна знания жизни, знания, которое выходило за пределы личного опыта», - говорил о нем художник Виталий Горяев на вечере памяти 1954 года), и с тем, как такая рано проявившаяся незаурядность поддерживалась семейным окружением.
Читать подробнее ps. Под огромным впечатлением от этой биографии, дара, судьбы, совсем по-другому прозвучал для меня евангельский образ о лилиях полевых...