Камертонное кино

May 19, 2018 20:57

Два фильма советского времени, почти забытые, пересматриваю, как в первый раз, подтягиваю сердечные  струны, -  "Капроновые сети" (1962, режиссер Геннадий Полока*) и "Мужской разговор" (1968, режиссер Игорь Шатров**).
Первый - великолепная операторская работа, музыка удивительная, свет и тени, глубокий символизм, таинственные виды ночной реки. Казалось бы, детский фильм, но  совсем не о детском. Луспекаев в отрицательной роли - подкупает убедительностью. Зло обаятельно, кто этого не знает (озвучивал не сам  актер).  Пацаны - чистые души. И сострадание христианское к выведенному ими на чистую воду злодею. Вопреки мнению о тотальном идеологическом контроле были в околооттепельное время способы донести важные вещи. Сквозь дуализм материалистического контекста (нарушение закона - возмездие) - вдруг любовь всепобеждающая,  вырастающая из жалости, - прообраз милосердия.
 И второй - психологическая драма, как сейчас бы сказали. Шукшин. Это имя - само по себе определение фильма, роли, времени. Парень в главной роли - редчайшего дарования (актером не стал). Крупные планы, тяжелые сцены. Трудно удержаться от слез. Песня в исполнении юного Кавалерова "Нейлоновое сердце"…
И что важно - чувство присутствия твоего, совсем не зрительского, там, во время действия. Юношеский максимализм, жажда правды, плечо друга ("Бери, бери, это честные деньги".). Куда он делся в наше время, этот максимализм? Я его еще помню по той своей жизни, хотя родилась гораздо позднее героев этих лент.
И вот вопрос, который меня мучает: почему в наши дни, когда возможна открытая проповедь христианства, столько цинизма, лицемерия, самодовольства и равнодушия. А в то время внешнего лицемерия столько чистоты душевной, столько порывов "за други своя…"? Один из ответов - мы жили в отсветах той войны, нам до-о-лго было слышно ее эхо, несколько последующих поколений освящены  (так!) были ее подвигом и трагедией. И не надо мне о пафосе и патриотическом воспитании. Воспитывает только пример. Жизнь и есть проповедь. И для меня мама, ее фронтовые друзья - проповедники заповеданных (и знаемых от рождения, от предназначения) мужества, любви, братства.
Но это только один из ответов. На скоростных трассах виртуального мира нас останавливает только чья-то смерть. Или чья-то жизнь - та, какой она была до смерти.

image Click to view



image Click to view



* Режиссер "Республики ШКИД"  был и сценарстом "Капроновых сетей".
* * Снял многосерийный фильм "И это все о нем".

дети, культура и традиции, Луспекаев, ветер из прошлого, портреты, двор в котором я живу

Previous post Next post
Up