Теперь явился миру Христос

Jan 18, 2018 21:02


Святитель Иоанн (Максимович)

Праздник Крещения Господня назывался древле Днем Светов. Крещение Христово - начало нашего просвещения - явление Христа миру, открытие Святой Троицы людям. «Почему, - вопрошает Златословесный Учитель, - не день, в который родился, но день, который крестился. Богоявлением нарицается? Потому что теперь явился Он миру». Ныне является миру Христос, с сего дня начинает открыто учить, совершать чу­деса и грядет пострадать за род человеческий, проповедуя и со­вершая спасение наше.
Явление Христа и начало Его служения соединяется с явле­нием Святой Троицы: «Троицы явление во Иордане бысть». Вет­хозаветное Писание лишь неясно и прикровенно возвещало о Ней. Ныне же явно являются Три Лица Святой Троицы. Послужить Христу в сей великий день и приуготовить путь Ему послан был Богом Иоанн Предтеча. Он своею проповедью возбудил сердца людские в стране Израильской к особо напря­женному ожиданию Мессии. Он подготовил первых учеников  Его. Он же и объявил людям, что пришел Мессия и указал Его. говоря: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира».
Когда настало время, пришел Христос ко Иоанну. Хотя они были близкие родственники, Иоанн не знал Иисуса, ибо до того дня не приходил Иисус в пустыню, в которой постоянно пребы­вал Иоанн. Богом было предвозвещено Иоанну, что по Духу сходящему на Мессию, узнает он Его. Но едва подошел Иисус, ощутил Иоанн благоговение и трепет: «Мне подобает от Тебя креститься и Ты ли грядешь ко мне», - сказал он Пришедшему. «Оставь ныне, так подобает нам исполнить всякую правду»,  ответил Христос.

Какую правду? Исполнить то, что волею Божиею предопределено для нашего спасения. Покоряется Иоанн и крестит Иисуса. Смиренно Царь Небесный  преклонил главу Свою под десницу Своего раба, преклонился Творец пред Своим творением. Вострепетал Иордан и с ним все естество водное. Разверзли небеса, знаменуя тем открытие людям пути к Богу и к небесным обителям, раскрытие истин Божественного Писания. Возгремел  глас Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем благоволих». Дух Святый в виде голубя сошел на Сына Божиего, как че­ловека, стоявшего в Иордане. Исполнилось то, что было Иоанну предречено Богом, не было больше сомнений: перед ним стоял, Мессия, Сам Сын Божий. Так открылась миру Святая Троица. Не было там множества народа, лишь Иоанн Креститель был представителем всего рода человеческого. От него возвещается о им виденном и слышанном. Им начинается проповедь о Свя­той Троице и вера в Нее утверждается и раскрывается полнее ус­тами Самого Сына Божиего и откровениями Святого Духа.
Погружение Христа во Иордан и явление там Святой Троицы освятило воды Иорданские, а с ними и все водное естество. Вода - основа всего видимого мира. При сотворении мира, как говорит книга Бытия, «Дух Божий носился над водою>: (Быт. 1). «Вначале словом Божиим небеса и земля составлены и: воды и водою», - пишет святой апостол Петр (2 Пет. 3, 5). Всю­ду имеется вода в том или ином виде, в виде ли влаги или в виде пара. Не может жить без воды ни животное, ни растение. Имеет­ся влага и в твердых камениях, и в глубинах земли, и в воздухе.
С грехопадением человека осквернилась и вся природа, стала тленной и носит печать греха. Спасая человека, Господь и приро­ду приуготовляет к очищению от скверны. Освятив в Иордане водное естество, Господь дал силу ему возрождать человека в кре­щении и получать при церковных священнодействиях благодать Святого Духа для исцеления немощей человеческих и прогнания силы бесовской. Вместе с водою очищается и освящается и вся природа, приуготовляясь к вечному Царствию Божию.
Богоявление, т.е. день Крещения Господня ежегодно совер­шается великое чудо. Дух Святый, сходя на воду, изменяет ее природные свойства. Она становится нетленной, т.е. не подвер­гается порче, остается прозрачной и свежей многие годы, полу­чает благодать целить болезни, отгонять бесов и всякую злую си­лу, предохранять людей и их жилища от всякой опасности, освя­щать разные предметы как для церковного, так и домашнего употребления. Посему православные христиане с благоговением вкушают святую воду, Великую Агиасму (Святыню), как ее назы­вают греки.
Нужно всегда иметь дома достаточно воды крещенской, что­бы ее хватило на целый год, и употреблять ее при всякой нужде - при болезни, при отправлении в путешествие, при неспокойном состоянии, учащиеся - идя на экзамены. Хорошо делают те, ко­торые ежедневно прежде всякой пищи выпивают немного святой воды. Она укрепляет наши душевные силы, конечно, если то де­лать с молитвой и благоговением; а не просто ждать от нее меха­нического действия.

Икона "Крещение из праздничного чина", вторая четверть - середина XV в.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Запись от 19.1.2013

праздник Господень

Previous post Next post
Up