Сергей Константинович Зарянко. 6.10.1818-1.1.1870

Oct 06, 2015 23:04


О том, что послужило отправным пунктом для перехода Сергея Зарянко к портретной живописи, искусствоведы обычно умалчивают. Может быть им стал совершенный Портрет А.Г. Венецианова, где его учитель представлен уже старым, поседевшим человеком с морщинистым лицом, но все еще волевым, полным неукротимой жизненной энергии. Или же в своих групповых портретах Зарянко все же заметил в себе особую склонность к портретной живописи. Не исключено и то, что свой математический подход к живописи Зарянко настолько усовершенствовал, что однажды решил перейти к более сложному разделу - «математике» человеческого лица. Но факт остается фактом - галерея созданных им портретов настолько велика, что в некоторые годы его деятельность была похожа на работу фотографа из ателье.
    Склонный к математически точному изучению натуры, Зарянко во всех своих портретах умел находить индивидуальность каждой модели. Его образы обычно не похожи друг на друга, как это порой заметно, если рассматривать портреты кисти В.А. Тропинина. Может быть, Зарянко был более изобретателен в методах отражения натуры. И в то же время, он исповедовал некоторые принципы, которые роднят его именно с фотографией. Он утверждал, что «аксессуары могут и должны быть совершенно окончены и сильно прописаны, (…) с тем, чтоб голова была равносильна натуре». Подобный принцип чрезвычайно редок для портретной живописи. Обычно художники сосредотачивались на лице портретируемого, его руках, но костюмы писались обобщенно, чтобы взгляд зрителя не отвлекался на второстепенные подробности. А у Зарянко иллюзия живого человека, выглядывающего из своего окна прямоугольной или овальной формы, казалась полной. Каких только людей не портретировал Зарянко! Ему позировали известные актеры и художники, крупные чиновники и их жены, купцы и военные, молодые девушки из дворянских семей и женщины преклонного возраста.


Девочка в голубом платье. Портрет Наталии Зарянко, дочери художника, 1870



Портрет цесаревича Александра Александровича (1845-1894) в свитском сюртуке, 1867



Портрет великого князя наследника цесаревича Николая Александровича, 1866



Портрет художника и скульптора Федора Петровича Толстого, вице-президента Академии художеств, 1850



Христос Спаситель, 1864

Колонка хранителя музея на сайте "Воскресный день"

культура и традиции, "Воскресный день", русские живописцы

Previous post Next post
Up