Любопытно, актуально, да. Но вот в чём мне всегда бывает "некомфортно", когда наряду с традиционными ссылками на Евангелия и Апостол, идут сплошь Честертон и Льюис. Я вроде неполноценный христианин получаюсь. Или не слишком образованный, недостаточно западный? Я уже вряд ли их когда-нибудь прочту. Поэтому мне роднее ссылки на Добротолюбие и жития святых, например.
Мне кажется, это проблемы Вашего восприятия. Если Вам не интересны эти авторы, то и не читайте их. Откуда это чувство неполноценности? У каждого свой путь, рецептов нет. Но, разумеется, я лично стала богаче, прочитав Льюиса, он просто и доступно рассказал мне о важных вещах. но ведь не только он. Но и о. Александр Шмеман, и о. Александр Ельчанинов, и Сергей Фудель. А "Добротолюбие" хорошо в неофитстве, но мы же живем в современном мире. Весь двадцатый век - у нас гонения на церковь. служение в тюрьмах, по всему миру - войны, противостояние систем, испытания веры - здесь нужны живые свидетельства.
"Проблемы восприятия" существуют у всех, по-моему. Они для меня называются "субъективностью". И о современном мире Вы правильно упомянули, поскольку живых свидетельств веры на Руси в 20-м веке - тысячи, кто сосчитает? Поверьте, я много интересовался и читал из западной литературы, разве только не поклонялся ей. И ничего хорошего оттуда не вынес. Она хороша для "общего образования", но не для духовности и религиозного сознания. И с каких пор Добротолюбие устарело, перестало быть "живым свидетельством"?
Если Вы вернетесь к моему пред. комм., вы не увидите, что я называю Добротолюбие "устаревшим". Я его читала, когда воцерковлялась, когда посещала Воскресную школу. Добротолюбие, Отечник, Цветник духовный и др. Да, и жития свят. Димитрия Ростовского. Но я не понимала тогда главной книги, Евангелия. Мне его "растолковали" вышеназванные мной авторы. А стало быть, для моего духовного сознания (не религиозного) они оказали неоценимую услугу. Льюис для меня был просто подарком, тем более переведенный таким специалистом, которым была Наталья Леонидовна, это все в одну копилку опыта. Христиане есть не только в России, христианская мысль развивалась по всему миру. К св. Отцам я возвращаюсь через книгу Сергея Иосифовича Фуделя "Путь Отцов", а его чутью и "живому свидетельству" я доверяю. Он провел 30 лет в ссылках, в разные годы был на этапе с Павлом Флоренским, Валентином Свенцицким, прот. Сергием Булгаковым, со святителем Афанасием (Ковровским). Это трагические свидетельства о Церкви советского периода....
Вот когда и я воцерковлялся, тоже читал Отечник, Луг духовный, Жития - те прямо запоем все... А вот Добротолюбие было тёмной книгой, её я вскоре отложил. Лишь теперь, через 25 лет, она стала моей настольной книгой. А что касается Льюиса, Вы скажите - он православный был? Если нет, то извините. Протестант, католик? Тогда я могу издали ручкой помахать, даже шляпу снять, но скорее сверну на другую улицу. В этом смысле мне "ужасный и эпатажный" Василий Розанов будет всегда ближе и милей. Потому что СВОЙ, православный. Вот с какой колокольни я теперь смотрю.
Сейчас ухожу на работу, договорим после.. Одно скажу, что иной свой православный, как мы могли вчера и позавчера убедиться - православный только по названию. Это значит, Вы отделяете себя от всего остального мира, об этом хорошо С.И. Фудель писал. Вера без дел мертва. То что мне дал Льюис в понимании христианства и любви ко Христу и то, что не дал Розанов и никогда не даст ("Опавшие листья" они и есть опавшие...), я отношу также к Промыслу. Бог себя являет иногда и через личность, совсем далекую от церкви. А в прав. Ц. фарисейская закваска сейчас так видна...
Но вот в чём мне всегда бывает "некомфортно", когда наряду с традиционными ссылками на Евангелия и Апостол, идут сплошь Честертон и Льюис. Я вроде неполноценный христианин получаюсь. Или не слишком образованный, недостаточно западный? Я уже вряд ли их когда-нибудь прочту.
Поэтому мне роднее ссылки на Добротолюбие и жития святых, например.
Reply
Reply
Я ведь не "замыкаюсь". Просто есть более важные книги. А времени очень мало.
Reply
Reply
У каждого свой путь, рецептов нет. Но, разумеется, я лично стала богаче, прочитав Льюиса, он просто и доступно рассказал мне о важных вещах. но ведь не только он. Но и о. Александр Шмеман, и о. Александр Ельчанинов, и Сергей Фудель. А "Добротолюбие" хорошо в неофитстве, но мы же живем в современном мире. Весь двадцатый век - у нас гонения на церковь. служение в тюрьмах, по всему миру - войны, противостояние систем, испытания веры - здесь нужны живые свидетельства.
Reply
И о современном мире Вы правильно упомянули, поскольку живых свидетельств веры на Руси в 20-м веке - тысячи, кто сосчитает?
Поверьте, я много интересовался и читал из западной литературы, разве только не поклонялся ей. И ничего хорошего оттуда не вынес. Она хороша для "общего образования", но не для духовности и религиозного сознания.
И с каких пор Добротолюбие устарело, перестало быть "живым свидетельством"?
Reply
К св. Отцам я возвращаюсь через книгу Сергея Иосифовича Фуделя "Путь Отцов", а его чутью и "живому свидетельству" я доверяю. Он провел 30 лет в ссылках, в разные годы был на этапе с Павлом Флоренским, Валентином Свенцицким, прот. Сергием Булгаковым, со святителем Афанасием (Ковровским). Это трагические свидетельства о Церкви советского периода....
Reply
А что касается Льюиса, Вы скажите - он православный был? Если нет, то извините. Протестант, католик? Тогда я могу издали ручкой помахать, даже шляпу снять, но скорее сверну на другую улицу. В этом смысле мне "ужасный и эпатажный" Василий Розанов будет всегда ближе и милей. Потому что СВОЙ, православный. Вот с какой колокольни я теперь смотрю.
Reply
Одно скажу, что иной свой православный, как мы могли вчера и позавчера убедиться - православный только по названию. Это значит, Вы отделяете себя от всего остального мира, об этом хорошо С.И. Фудель писал. Вера без дел мертва. То что мне дал Льюис в понимании христианства и любви ко Христу и то, что не дал Розанов и никогда не даст ("Опавшие листья" они и есть опавшие...), я отношу также к Промыслу. Бог себя являет иногда и через личность, совсем далекую от церкви. А в прав. Ц. фарисейская закваска сейчас так видна...
Reply
Reply
Leave a comment